30 ноября прошла 4-я ежегодная конференция «Цифровые технологии в лизинговой деятельности». Многие из обсуждавшихся находок, новостей и проблемам представляют интерес не только для лизингового бизнеса, но и для многих отраслей, так или иначе затронутых цифровизацией. Какие процессы могут быть роботизированы и как выбирать платформу роботизации? Какие законодательные изменения в области электронного документооборота ожидаются в 2022 году? Каких успехов могут добиваться на цифровой целине пионеры цифровизации? Ниже — выжимка, посвященная этим вопросам.

Компании всех отраслей — ассоциируйтесь!

Кажется очевидным: в каждой отрасли действуют законы конкуренции, и все те призы, которые выигрывает компания в виде роста продаж, клиентской базы и доли рынка, она получает, отбирая продажи, клиентов и рынок у других компаний. Реже обращают внимание на другую сторону конкуренции: чем более развита и привлекательна отрасль, тем успешнее конкурирует она за кошельки покупателей и заказчиков с другими отраслями. На свои 500 рублей я могу пойти в кино, могу на спектакль, могу на дискотеку. Могу купить зонтик взамен испортившегося или побаловать себя отменным пивом. Но если у меня всего 500 рублей, то приходится выбирать. И только от моего выбора зависит, станет на 500 рублей богаче продуктовая розница, индустрия развлечений или FMCG.

Прошедшая конференция — яркий и убедительный пример внутриотраслевой взаимопомощи. Доклады представителей лизингового бизнеса и сторонних экспертов отличались новизной, конкретностью, но прежде всего — практической полезностью информации, которой они поделились. За 6 часов участники получили достаточно полный и систематизированный обзор всех значимых событий, достижений, проблем и ожидаемых изменений в отрасли.

О том, как внедряли цифровые технологии, на какие грабли наступали и какой экономический эффект в конечном счете получили. О сюрпризах и проблемах, заготовленных для рынка Центробанком, Минфином и законодателями. О том, что конкретно ожидает компании с 1 января 2022 года, что с 1 июля 2022 года, а что — в 2024 году. О том, как заранее подготовиться, поэтапно перестроить учетные информационные системы и во всеоружии встретить и переварить регуляторные новации. О том, какие новые возможности появятся и как ими воспользоваться. Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА), в которую вошла пятая часть лизинговых компаний РФ (занимающих в совокупности четыре пятых рынка), не только проводит ежегодно подобные конференции, но активно взаимодействует с Центробанком, Минпромторгом и Минцифры, лоббируя отраслевые интересы.

Помимо отраслевых вопросов, на конференции прозвучало немало такого, что интересно и полезно знать не только лизинговым компаниям, но практически любому бизнесу.

На фантастических скоростях

С завистью разных оттенков участники обсуждали разрыв между уровнем использования возможностей «цифры» в их отрасли — и в российских банках, которым принадлежит безусловное «цифровое лидерство» в стране, а по каким-то параметрам и в мире.

Но нет худа без добра, и у догоняющей цифровизации, как оказалось, есть свои прелести: пионеры цифровых бизнесов на лизинговом рынке могут достигнуть такой динамики роста, которая банкам сегодня и не снится. Вот несколько кейсов от молодых компаний, которые изначально создавались как цифровые.

Дмитрий Сушкевич, директор по продукту компании Urent (сервис шеринга самокатов и велосипедов в России), первым удивил участников показателями роста. Только за сезон 2021 года компания смогла увеличить свою клиентскую базу на более чем 4 млн. человек и подняла продажи до 3 млрд. руб. В 2020 году количество поездок выросло в 4 раза по сравнению с 2019 годом, а в 2021 — в 4,6 раза по сравнению с 2020-м. С момента основания в 2018 году компания успела закрепиться более чем в 60 городах.

Управляющий партнера компании «BelCar» (каршеринг) Елена Мурадова приводит следующие цифры. Начиная с 2016 года автомобильный парк, которым управляет компания, вырос с 100 до 5,5 тыс. машин, за три квартала 2021 года выручка составила 4 млрд. рубл., количество постоянных клиентов составило 1,5 млн., а команда ИТ-специалистов удвоилась и достигла 70 человек. Компания видит возможность не снижать темпов роста и на 2022 год планирует расширить нынешний список из 6 городов присутствия. Одновременно она диверсифицирует бизнес, предлагая с 2021 года продукт «подписка» — платформу, позволяющую лизинговым компаниям быстро запускать подписку на услуги под их собственным брендом.

Как рассказал Алексей Гуров, генеральный директор «Форвард Лизинг», его компании предоставляет смартфоны и другие гаджеты «домашнего пользования». Это полностью цифровая компания без склада и работающего «на земле» персонала. Идентификация клиента, заключение договора и оплата услуги — все через мобильное приложение, пользователю остается только сходить в магазин и получить изделие. Получая новый смартфон или иной гаджет, клиент оплачивает в течение года 50-60% его стоимости и затем имеет возможность либо выкупить его по остаточной стоимости, либо получить на тех же условиях изделие более новой модели. В последнем случае услуга получается более дешевой, нежели беспроцентная рассрочка. С 2018 года компания работает в «голубом океане», не имея конкурентов. Стартовав осенью 2018 года, она заключила более 80 тыс. контрактов почти на 8 млрд. руб., имеет 51 тыс. пользователей и постоянно наращивает линейку предоставляемых по подписке изделий, а кроме того — начинает предоставлять другим компаниям возможности своей платформы для продаж других типов товара. И при все этом — численность персонала... 21 человек. Бизнес основан на цифровых технологиях, и вне технологий такая модель не могла бы работать.

О, сколько нам открытий чудных...

Есть и еще одно преимущество освоения цифровой целины. На рынках, где проникновение технологий невысокое, потребительское поведение не исследовано вдоль и поперек и не конкурируют до совершенства отточенные сервисы — гибкая продуктовая разработка может принести настоящий фейерверк неожиданных открытий. Один из принципов agile-разработки — это, фактически, разведка боем. По мере предложения рынку обновляемых версий продукта, приток новых знаний о рынке и клиентах может идти по двум каналам. Первый — это обратные связи и реакции рынка на вброс очередной версии. Второй — знания, которые оказываются возможными за счет сбора и анализа данных о функционировании самого продукта.

Вот как рассказывает об этом Дмитрий Сушкевич. Имея в управлении парк в 52 тыс. самокатов на улицах, компания столкнулась с проблемой финансовых потерь из-за поломок и хищений. Было решено развивать функционал удаленного контроля на базе уже установленного на каждом самокате IoT-модуля с довольно скромным набором функций. Разработчики создали интерфейс, в котором оператор получает в реальном времени данные о самокате и при необходимости оперативно оповещает службу безопасности или логистики о необходимости принять меры, организовать розыск и т. п. Состояние парка стало более прозрачным, и компания сразу ощутила результат: поломок и пропаж самокатов стало заметно меньше. В ходе совершенствования сервиса появлялись новые идеи о том, как можно получать более полную информацию, постоянно выдвигались и проверялись различные гипотезы. С каждым циклом улучшения продукта по IoT-сигналам удавалось все точнее распознавать, что конкретно происходит с самокатом. В результате на фоне взрывного роста самокатного парка потери самокатов удалось уменьшить вдвое. Но самое интересное: в ходе проекта команда узнала о поведении клиентов, о рисках для парка самокатов и об уловках злоумышленников много такого, о чем прежде даже и не догадывалась.

Еще одна важная особенность проекта. Тревожные сигналы классифицировались, затем проводился анализ их причин. Оказалось, что часть таких сигналов связана не со злонамеренным поведением пользователей, а с такими проблемами, как дефекты сборки самоката в сервисном центре, недостаточная обученность сотрудников или ошибки в работе приложений. Система мониторинга и реагирования стала более разветвленной, охватила больше подразделений и уже не ограничивалась проблемами на стороне пользователей.

В дальнейших планах Urent — автоматизировать обработку сигналов и проводить ее без участия оператора. Кроме того, за время работы сервиса телеметрии накопилось больше количество данных. Планируется подключить к их анализу модели машинного обучения и начать предотвращать утрату самоката не дожидаясь правонарушения, уже по косвенным признакам поведения пользователя.

Электронный документооборот: перспектива 2022 года

Формирование бумажных документов, занесение данных с бумаги в учетную систему, печать, ручная подпись, отправка, контроль возврата, ведение бумажного архива — каждый этап требует времени и трудозатрат сотрудников, генерирует ошибки и риски утраты документов. В системе ЭДО сделка с полным оформлением всей документации может занимать секунды. Благодаря ужесточению законодательных требований система ЭДО стала более надежной, доверие к ней выросло, и это не замедлило сказаться на динамике внедрений. Согласно исследованиям «Делойт», 93% перешедших на ЭДО российских компаний довольны услугами операторов. Ситуация такова, что с каждым месяцем работать и успешно конкурировать без ЭДО будет все сложнее.

Елена Гужева, один из руководителей крупнейшего оператора ЭДО «Контур.Диадок», приводит следующую аналитику по своей компании:

Растет и число документов, перевод которых в электронную форму законодательно регламентирован. С 2022 года этот перечень будут пополнять следующие документы:

«Пока новое законодательство не вступило в силу и идет тестирование, — обратилась Елена Гужева к аудитории, — участвуйте в наших пилотах, накапливайте опыт, наступайте на грабли и извлекайте полезные уроки и готовьте предложения для законодателей».

Переход на ЭДО является добровольным и происходит по законам рынка. А законы эти диктуются не только эффективностью цифровых документов, но и связями одних бизнесов с другими. Какие-то компании вынуждены быстро переходить на ЭДО, потому что перешли их ключевые контрагенты. Других же, наоборот, сдерживает то обстоятельство, что «в бумаге» работают контрагенты, от которых бизнес критически зависит.

Что еще мешает сегодня победному шествию безбумажной документации? Сабина Королева, директор по поддержке бизнеса «ВТБ лизинг», представила результаты опроса 6,5 тыс. респондентов. Оказалось, что одним из значимых барьеров, препятствующих распространению ЭДО является... невежество руководителей и сотрудников компаний. Распространено заблуждение, что даже при внедренном ЭДО необходимы оригиналы бумажных документов. Фактически же они необходимы лишь в небольшом проценте случаев, связанных с тем, что еще не завершили переход на ЭДО некоторые госструктуры. Второе предубеждение: в компании нет компетентного сотрудника для работы с ЭДО. На сайтах операторов («Контур.Диадок», «Тензор», «Такском» и др.) представлены обучающие материалы, быстро освоить которые под силу любому человеку. Что же касается крупных компаний — для них сервис «кабинет оператора ЭДО» является просто аналогом электронной почты.

При использовании ЭДО важно иметь в виду, что роуминг между тремя разными операторами ЭДО технически невозможен, и это накладывает ограничения на подписание трехсторонних документов.

Новое в законодательстве об электронной подписи

Электронная подпись (ЭП) — ключевая деталь электронного документооборота. Анна Тепкина, руководитель юротдела «ДЛЛ Лизинг», рассказала об изменениях законодательства в этой области. Изменения в 63-ФЗ должны вступить в силу с 1 января 2022 года. Однако есть надежда, что введение новшеств будет более мягким и переедет на 2023 год. Наиболее важные изменения:

  • согласно новому порядку, юрлица (их генеральные директора) и ИП будут получать ЭП только в ФНС и трех аккредитованных по новым правилам удостоверяющих центрах. Соответственно, удостоверяющие центры, не прошедшие переакрредитацию, перестали выдавать ЭП с 01.07.2021, а выданные ими ЭП утратят юридическую силу к 2023 году;
  • согласно новеллам 63-ФЗ, сотрудники компаний смогут подписывать документы как физические лица при наличии машиночитаемой доверенности (МЧД) на их имя, подписанной ЭП руководителя компании. Форма МЧД будет размещена на порталах федеральных органов и/или на портале Госуслуг.

Практическая рекомендация по подготовке к предстоящим изменениям: до конца года, пока не подготовлен весь пакет законодательных актов, не вступили в силу новые правила и бизнес не внес соответствующие доработки в информационные системы, оформить ЭП по новым правилам. И конечно же, необходимо запланировать ресурсы под доработку информационных систем.

Второй вопрос, на который обратила внимание Анна Тепкина: с 1 января 2021 года действуют нормы, регулирующие ЭДО между работодателем и дистанционным работником. Трудовые договоры, договоры о материальной ответственности и ученические договоры должны подписываться квалифицированной электронной подписью (КЭП). Остальные документы в рамках кадрового документооборота можно подписывать простой подписью (заявления на отпуск, приказы и т. п.), при условии, что стороны об этом договорились отдельно (например, в рамках трудового договора).

Роботы оккупируют офис

Сегодня роботизация привлекает к себе все больший интерес. Технологии RPA позволяют автоматизировать нехитрые рутинные операции с файлами, папками и базами данных. В результате — выше производительность, меньше ошибок, а людей можно занять более осмысленным и интересным трудом. Для тех, кто начал думать в эту сторону, первое дело — заняться тестированием и подбором нужной платформы роботизации в доступном ценовом диапазоне. Представленным от компании «Альфа-Лизинг» докладом Вероники Новиковой начало такой работы уже положено:

Не менее важный вопрос: что роботизировать, в какой последовательности и какой эффективности можно ожидать? Для такого рода размышлений полезной будет аналитика, подготовленная Татьяной Мошкиной, партнером компании IAS Digital.

Левую часть слайда убрать?

Алексей Киркоров президент ОЛА и топ-менеджер «СберЛизинг», дал следующий комментарий: «Во многих крупных банках информационные системы жесткие и дорогие — и там часто проще и дешевле не дорабатывать систему, а поставить робота для дополнительных функций. В нашей лизинговой компании, где система простая и довольно гибкая, дешевле внести доработки, чем внедрять роботизацию. В каждом таком случае нужно делать выбор и сравнивать альтернативы, прежде всего — по экономическим параметрам.»

Лизинг ИТ-оборудования в ожидании субсидий

Завершающая часть конференции была посвящена лизингу телекоммуникационного и ИТ-оборудования. С докладами выступили Роман Стоцкий (топ-менеджер «ВТБ лизинг»), Ирина Погорелова (GR-директор «Сберлизинг») и Сергей Кулиш (управляющий директор Raiffeizen Leasing)

В связи с цифровизацией бизнеса рынок ИТ-оборудования в РФ вырос в 2020 году на 14%. Пандемия, вызвав общий спад экономики, одновременно простимулировала цифровизацию и спрос на телекоммуникационное оборудование. Согласно опросам, 94% российских компаний не сокращали бюджеты на ИТ; значительно вырос спрос на готовые решения. При этом проникновение лизинга в сегмент ИТ-оборудования остается крайне низким: 0,9% от объема лизингового рынка в 2019 году и 1,5% в 2020 году. Почему?

Проведенный весной 2021 года опрос Минцифры выявил неудовлетворенную потребность крупных компаний в финансировании оборудования. Речь идет о дорогостоящем имуществе: дата-центры, системы интеллектуального видеонаблюдения, телеметрии, контроля управления доступами, защиты информации и др. При этом со стороны крупного бизнеса характерен запрос не на поставку одного только оборудования, а на весь комплекс услуг по его установке и вводу в эксплуатацию. Соответственно, на рынке крупных лизингополучателей представлены не столько конечные пользователи ИТ-оборудования, сколько вендоры и ИТ-интеграторы. Для таких ИТ-компаний, как и для других бизнесов, с точки зрения финансовых потоков получение оборудования в лизинг более приемлемо, чем единоразовая оплата из собственных или кредитных средств.

Однако лизинговые компании выдвигают сегодня непосильные для многих условия сделок с ИТ-оборудованием: идеальное финансовое состояние клиента, значительная доля аванса в платежах и короткие сроки лизинга. И делают они это не от хорошей жизни. Главная проблема — быстрое техническое и моральное устаревание и как следствие — сложность реализации изъятого имущества. Еще одно неудобство — значительная потеря стоимости в процессе демонтажа. В результате услуги лизинга оказываются малодоступными для многих, кто хотел бы ими воспользоваться.

Минцифры, будучи заинтересованным в стимулировании цифровизации и в ИТ-импортозамещении, прорабатывает в настоящее время вопрос о государственном субсидировании лизинга ИТ-оборудования. Без ущерба для лизингодателей услуги должны стать дешевле для их клиентов. Кроме того, субсидирование будет подстраховывать лизинговые компании, позволит смягчить условия, снизить порог доступа к их услугам и тем самым — расширить круг лизингополучателей.

Основные моменты предложения ОЛА в адрес Минцифры выглядят следующим образом:

Согласованная работа ОЛА и властей дает надежду, что подвижки в льготном лизинге в 2022 году позволят бизнесам задуматься об ИТ-проектах, которые прежде казались неосуществимыми.