Мэнди Уоллс, DevOps-адвокат PagerDuty, рассказывает на портале Enterprise Networking Planet, почему большинство организаций с трудом реализуют синергетический эффект от использования нескольких облачных платформ, о стандартизации стека инфраструктуры и других методах, которые позволяют решить проблемы с интеграцией в мультиоблаке.

Облако обладает исключительной гибкостью. Это основное технологическое положение, лежащее в основе его архитектурной подложки, главная истина, определяющая его развитие. Но, при всей гибкости, модель облачных вычислений, основанная на предоставлении ИТ-услуг, не лишена недостатков. И в первую очередь это касается отсутствия легко интегрируемого набора экземпляров мульти/полиоблака (multi-poly-cloud), распределенных по различным частным, публичным и гибридным дата-центрам.

Основы мульти/полиоблака

Прежде чем рассмотреть существующие проблемы подключения и интеграции (а также несколько вариантов их решения), нужно напомнить, насколько разнообразен облачный ландшафт. Как известно, есть частные и публичные облака, а также гибридные развертывания, которые охватывают оба типа ресурсов. Помимо этого рынок представлен мультиоблаком — сценарий развертывания, в котором предприятия используют более одного поставщика облачных услуг (cloud services provider, CSP). Распределение рабочих нагрузок здесь обычно направлено на их оптимизацию в соответствии с различными ценовыми ориентирами CSP, наличием специализированных инструментов, оптимизаций облачных сервисов (дополнительная емкость хранения, лучшая транзакционная емкость, улучшенная обработка/аналитика или другое), а иногда даже зависит от лояльности к бренду.

Наконец, по крайней мере, в рамках данного обсуждения, существует также полиоблако. Это когда отдельные компоненты приложения или сервиса данных «разнесены» по разным облакам на основе оптимизаций, аналогичных перечисленным выше.

Почему все это важно? Существует масса отраслевых импульсов, способствующих развитию мульти- , а также полиоблаков. IDC считает, что в 2022 г. мультиоблако «станет полностью вездесущим в корпоративных ИТ». К тому времени 90% предприятий будут зависеть от нескольких частных и публичных облаков.

Сейчас, когда мы переживаем последствия пандемии, развертывание облаков, очевидно, будет расширяться и дальше; никому не нужно напоминать, как удаленное подключение к облаку помогло миру продолжать функционировать в условиях коронакризиса.

Облако перестает быть гибким

Несмотря на все преимущества мультиоблака, оно не приносит результатов. По данным IDG, 79% организаций с трудом реализуют синергетический эффект от использования нескольких облачных платформ. Отчет Flexera «State of the Cloud-2021» сообщает, почти в половине случаев рабочие нагрузки изолированы в разных облаках.

«Свобода выбора и возможность совершать покупки — это прекрасно, но если цифровая экосистема используемых вами провайдеров не работает вместе, то команды, которые создают, управляют и защищают инфраструктуру, будут вынуждены работать с разрозненными инструментами, изолированными технологиями и ручными процессами, — говорит Мэнди Уоллс. — Им будет не хватать информации, чтобы видеть, что происходит в вашей инфраструктуре, и эффективных средств реагирования, что приведет к задержке изменений и затягиванию решения технологических проблем».

Подчеркивая эти противоречия, она предлагает несколько решений, которые позволят преодолеть препятствия, связанные с интеграцией, взаимодействием и последующей оркестровкой нескольких облаков. Один из методов заключается в том, чтобы попытаться сохранить технологический стек простым. На практике это означает стандартизацию виртуальных машин, сетевой структуры, балансировщиков нагрузки и т. д. Правда, при этом теряются преимущества эластичности облачного подхода.

Но существуют и другие варианты. Один из них — работать только с общими пересекающимися архитектурами, но этот путь непрост: по данным CNCF, для одного только Kubernetes существует не менее 67 сертифицированных дистрибутивов. «В качестве альтернативы можно разработать инженерную операцию, способную приспособить различные инструменты и сервисы. Это означает стать чем-то сродни системному интегратору, с инженерными командами, создающими и поддерживающими мультиоблако на основе лучших практик. Именно такой подход применяет американский гигант розничной торговли Target, 4000 инженеров которого работают над мультиоблаком Google/Microsoft», — говорит Уоллс.

Основная проблема такого подхода (или подхода с похожими конструкциями) заключается в том, что он требует тысяч долларов инвестиций и инженерных часов, которые идут «просто» на создание и обслуживание плоскости управления, а не на дифференциацию. Уоллс утверждает, что более доступным подходом является использование модели, в которой инструменты, технологии, услуги и поставщики предварительно интегрированы таким образом, чтобы соединить команды и информационные ресурсы в режиме реального времени. Такая модель означает плавное и надежное управление инфраструктурой и позволяет командам эффективно сотрудничать. Она поможет предприятиям осознать преимущества мультиоблака и решить проблемы с интеграцией.

Три столпа интеграции

Существует множество маршрутов, каналов, типов платформ, инструментов и процессов, составляющих технологическую субвселенную — интеграцию. Поскольку некоторые ИТ-поставщики называют себя специалистами по интеграции (хорошим примером может служить Tibco, хотя эта компания сейчас занимается не только облаком и платформой данных), интеграцию можно рассматривать на многопользовательской облачной арене с трех ракурсов.

Рабочие процессы. По словам Уоллс, следует устанавливать процедуры, которым следуют люди, команды и системы при управлении жизненным циклом приложений и при реагировании на инциденты в ИТ. Интегрированные в цифровую экосистему, рабочие процессы обеспечивают последовательность, необходимую DevOps-командам для масштабной работы; они помогают командам реагировать на события и совместно с ИТ-отделом быстро и эффективно устранять проблемы в соответствии с целями и предписанным планом. «Рабочие процессы кодифицируют для списков утвержденных инструментов, технологий и платформ; в них, например, может быть указано, как запускать Python с контейнерами. Рабочие процессы должны начинаться с малого и расти по мере изменения вашего облака, а также развиваться вместе с бизнесом и потребностями клиентов», — говорит Уоллс.

Автоматизация. Это рельсы, по которым движутся рабочие процессы. Эксперт объясняет, что автоматизация запускает рабочие процессы и процессы без ручного вмешательства, которое, как правило, может быть неэффективным и поэтому чреватым задержками в плане реагирования на события.

Зачистка и разрушение изолированных сред. «Автоматизация прорывается сквозь изолированные процессы между командами и технологиями; это средство для выполнения таких рутинных действий, как подготовка узла или развертывание обновления. Это способ обеспечить своевременное оповещение нужных членов команды при возникновении ИТ-инцидента», — поясняет эксперт.

Наблюдаемость

Можно обоснованно предположить, что интеграция является краеугольным камнем наблюдаемости, которая позволяет заглянуть внутрь технологических операций. При правильном подходе интеграция дает возможность командам получать информацию, необходимую для действий. В сочетании с рабочими процессами и автоматизацией, наблюдаемость означает, что при необходимости ИТ-команды могут эффективно работать с другими командами специалистов. Наблюдаемость всей экосистемы дает командам дополнительную гибкость в работе с инструментами, которые им нужны, что способствует повышению производительности, а не вынуждает использовать предписанные инструменты.

Уоллс не отрицает значения мультиоблака, но подчеркивает, что его атрибуты могут служить препятствием для получения преимуществ. «Отсутствие интеграции между инструментами, технологиями и провайдерами, то есть во всей цифровой экосистеме, означает изолированность, усечение рабочих процессов и бессвязную работу автоматизации. Интеграция — туннель, через который рабочие процессы могут быть объединены, системы — оркестрованы, а процессы — автоматизированы, чтобы ИТ-отдел мог масштабировать и управлять инфраструктуру на уровне платформы. Если нам удастся укрепить эти основы, то, возможно, в будущем мы сможем лучше относиться к расширенному использованию мульти/полиоблака», — считает она.