Тема ауторсинга — одна из вечных для ИТ-отрасли (впрочем, не только для нее). Кратко проблему можно сформулировать так: на какую модель выполнения тех или иных ИТ-задач (разработка и сопровождение ИТ-систем — два основных класса) нужно ориентироваться заказчикам — инсорсинг (внутренними силами) или аутсорсинг (внешними силами)?

Широко обсуждать этот вопрос начали еще в конце прошлого века, и тогда ряд аналитиков предвещал скорое доминирование модели аутсорсинга («Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение»), в качестве доказательства приводя тезис о том, что для повышения эффективности бизнесу нужно избавляться от непрофильных видов деятельности, каковыми были ИТ.

Однако довольно быстро стало ясно, что время «всеобщего аутсорсинга» вряд ли когда-нибудь наступит, тем более что одной из главных тенденций развития бизнеса является то, что ИТ становятся важной бизнес-составляющей для большинства компаний. Более того, рыночный опыт показал, что соотношение инсорсинг/аутсорсинг гибко меняется в зависимости от «самочувствия» экономики в целом, да и от напряженности международных отношений. Все эти порой разнонаправленные тенденции были в очередной раз в центре внимания конференции «Аутсорсинг: Стратегии роста в постковидном мире», проведенной в начале декабря Ассоциацией стратегического аутсорсинга (АСТРА).

Открывая это мероприятие, президент DT-Global Business Consulting Дэниел Торнили сфокусировал внимание аудитории на общем местоположении России в международной системе разделения ИТ-труда. Как известно, пандемия резко усилила давнюю тенденцию перехода на дистанционные форматы работы сотрудников, и это, по его мнению, существенно повысило заинтересованность рынка в использовании моделей аутсорсинга. Дело в том, что удаленный режим сопровождается повышением мобильности, а значит, и текучести кадров. Работодателям приходится повышать заплаты, поскольку поиск и ввод в производственные процессы новых сотрудников обычно обходятся намного дороже, чем удержание тех, кто уже трудится в организации. При этом нужно учитывать, что текучка в цифровых секторах мировой экономики в 2-3 раза выше, чем на рынке в целом, и составляет сейчас около 30%. Не говоря уже о том, что управлять удаленными сотрудниками не так-то просто. В этих условиях работодателям становится выгоднее передать эти функции специализированным компаниям.

Судя по всему, западные страны сейчас уже находятся в стадии выхода из кризиса, в ряде стран, в том числе в США, наблюдает рост, который в следующем году должен увеличиваться. Аналитики ожидают повышение спроса на ИТ и на ИТ-кадры, нехватка которых будет ощущаться все сильнее. И в этой ситуации Россия находится в выигрышном предложении, так как она обладает большими ресурсами квалифицированного персонала. Дэниел Торнили отметил, что положение российских ИТ-кадров в мировом рейтинге продолжает оставаться очень высоким, хотя заметно некоторое снижение качества подготовки, но это является общемировой тенденцией в связи с заметными проблемами в системах образования почти всех стран.

Очередное ежегодное исследование российской отрасли аутсорсинговой разработки ПО подтвердило, что это направление продолжает расти быстрее ИТ-рынка в целом, неизменно усиливая свои позиции в мире. Говоря об этом, президент РУССОФТ Валентин Макаров отметил, что в последний список 100 ведущих аутсорсинговых компаний вошли шесть отечественные фирмы (по две из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из Казани и Новосибирска). По данным отчета РУССОФТ, экспорт ПО и софтверных услуг из России превысил сейчас отметку в 7 млрд. долл., показав годовой рост в 5%. По сведениям Центробанка эти объемы традиционно ниже (4,5 млрд. долл.), хотя и существенно выше по динамике (25%), но, по мнению наблюдателей, эти данные отражают не увеличение фактических поставок, а повышение их прозрачности для контролирующих органов.

Руководитель РУССОФТ подтвердил тенденцию на увеличение текучки кадров в российской ИТ-отрасли: по его оценкам, она выросла с 6% в 2014 г. до 13% в 2020-м и может выйти на уровень 15-18% в 2021-м. В этой ситуации для организаций возрастающую роль играет создание эффективной системы управления корпоративными знаниями и обучения персонала.

Свою позитивную роль для ИТ-отрасли сыграл «налоговый маневр», благодаря которому были резко снижены налоги на ИТ-компании внутри страны. Во многом благодаря этому, на фоне практически нулевого роста отечественной экономики в целом, продажи ПО и ИТ-услуг, по данными Росстата, выросли за 9 месяцев 2021 г. на 38%. Правда, исследование РУССОФТ показывает более скромные показатели роста: продажи программных лицензий в России выросли в 2020-м на 8% (до 325 млрд. руб.), а услуг по разработке ПО на 16% (255 млрд. руб.). А вот в структуре экспорта наоборот поставки лицензий растут быстрее, и в 2020 г. они составили 50,3%. При этом в качестве характерной тенденции Валентин Макаров назвал размывание границы между вендорами и поставщиками услуг, первые все чаще предоставляют услуги по разработке и поддержке, а вторые — собственные продукты. Любопытно, что сейчас на рынке все чаще используется понятие «аутсорсинговые услуги как продукт», которое в частности подразумевает использование фиксированных наборов метрик для оценки стоимости тех или иных услуг. Еще одна тенденция — увеличение и объемов, и доли услуг в сфере цифровой трансформации предприятий, включая такие направления, как консалтинг, системная интеграция, обучение и пр.

Еще один рыночный тренд — повышение доли инсорсинга, преимущественно в крупных компаниях — президент РУССОФТ назвал негативным, подразумевая при этом, как можно было понять, не только то, что такие организации «высасывают» ИТ-кадры из ИТ-рынка, но и начинают реально конкурировать с традиционными его игроками. По мнению Валентина Макарова, подобная ситуация в существенной степени спровоцирована стратегией импортозамещения, когда заказчики зачастую вынуждены отказываться от зарубежных систем и начинать собственные разработки из-за отсутствия готовых отечественных продуктов необходимого функционала и качества. Так или иначе, но заметный тренд в сторону инсорсинга, скорее всего, негативно скажется на развитии как отечественной ИТ-отрасли из-за падения производительности труда и качества продуктов, так и на российской экономике, которая будет ощущать дефицит как ИТ-кадров, так и ИТ-продуктов высокого класса.

По мнению заместителя генерального директора компании EPAM Артака Оганесяна, одним из главных итогов пандемии стало безусловное признание ведущей роли ИТ-отрасли, которая продемонстрировала свою способность помогать обществу и отдельным людям быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Уже весной 2020 г., в пик первой волны пандемии, ИТ-сектор начал расти после некоторого спада в первые месяцы года. Однако почти сразу четко обозначилась проблема нехватки ИТ-кадров, и с тех пор уровень кадрового голода только растет, в результате чего спрос на ИТ сейчас намного опережает рыночные предложения.

Быстрый переход на широкое использование цифровых каналов взаимодействия (не только с внешними контрагентами и клиентами, но и с собственными сотрудниками внутри организации), использование открытого ПО, подкрепленное государственной стратегией импортозамещения, резкое увеличение потоков данных, обработка которых требует использование облачных технологий и позволяет реализовать механизмы искусственного интеллекта — вот основные тренды развития ИТ, которые были хорошо видны и раньше, но еще больше усилились в годы пандемии. Кроме того, Артак Оганесян обратил внимание на растущее значение «уберизации», подразумевая под этим бизнес-модели, когда крупные игроки (глобально Alibaba, Google, Amazon, Apple, Facebook, Microsoft, а в России — «Яндекс», «Сбер», VK, «Тинькофф») выступают в роли агрегаторов множества различных поставщиков. Кроме того, в России все более заметен общемировой тренд ESG (Environmental, Social, Governance), подразумевающий устойчивое развитие коммерческой деятельности, реализованное на принципах ответственного отношения к окружающей среде и к своим социальным обязательствам, а также высокое качество корпоративного управления.

Развернувшаяся в мире цифровая трансформация в значительной степени влияет на смену векторов аутсорсинга и кадровую политику компаний. Одной из главных ее характеристик, по мнению профессора Финансового университета при Правительстве РФ, члена правления российского Союза ИТ-директоров Бориса Славина, является ускорение процессов внедрения ИТ, что, в свою очередь, делает рынок аутсорсинга более подвижным. Естественным следствием более широкого применения микросервисной архитектуры стало увеличение числа привлекаемых внешних компаний при одновременном снижении объемов решаемых каждой из них задач. Это ставит перед ИТ-директором заказчика намного более сложные задачи взаимодействия с внешними партнерами — множеством мелких связей управлять, конечно же, сложнее, чем работать с одним постоянным внешним исполнителем.

По словам Бориса Славина, одновременно расширяется спектр задач, отдаваемых на аутсорсинг, в частности, это относится к тестированию ПО, которое в свою очередь является частью процесса DevOps, то есть речь идет о более глубоком погружении внешних исполнителей в содержательные бизнес-проблемы заказчика. Заметным трендом последнего времени является то, что необходимость в инновациях ведет к привлечению в режиме аутсорсинга научных структур и университетов для проведения исследований и прототипирования новых решений. Интересно и то, что, если раньше взаимодействием с аутсорсерами занимались исключительно ИТ-отделы компаний, то теперь все чаще в такой роли выступают бизнес-подразделения.

Сегодня практически все аналитики сходятся во мнении, что кадровый голод на рынке ИТ-труда будет только возрастать, и решить эту проблему традиционными «экстенсивными» методами (увеличение зарплат, количества молодых специалистов и пр.) не удастся. Борис Славин выразил уверенность, что актуальной задачей сегодня является повышение эффективности реализации потенциала уже имеющихся сотрудников. Например, нужно учиться использовать одних и тех же людей в разных проектах («расшаривать кадры»), оперативно проводить переобучение и повышение квалификации уже имеющихся кадров. За рубежом уже сейчас многие компании реализуют программы переподготовки сотрудников 40+ и 50+, которые, как выясняется, могут эффективно решать новые задачи и использовать новые технологии.