После начавшихся в пандемию крупных сбоев в цепочках поставок производители переходят на цифровое управление для обеспечения устойчивости, пишет на портале InformationWeek Джасмит Сингх, исполнительный вице-президент Infosys.

Традиционно управление цепочками поставок (SCM) фокусировалось на ускорении поставок при сдерживании затрат. Но пандемия сместила акцент на устойчивость — способность цепочек поставок возвращаться к нормальной работе каждый раз, когда они нарушаются из-за остановки заводов и задержки поставок. Соответственно, производители, которые заказывали товарные запасы «точно в срок», теперь накапливают критически важные детали, переходят на производство под заказ, а также диверсифицируют и локализуют свою базу поставок. Цифровизация цепочек поставок сыграет ключевую роль в обеспечении успеха этих инициатив.

Чтобы обеспечить динамичное принятие решений на основе фактов и тем самым повысить устойчивость цифровое управление цепочками поставок (DSCM) использует соответствующие технологии, подкрепленные аналитикой, моделированием и автоматизацией на всех этапах, которые в модели SCOR (Supply Chain Operations Reference) определяются как «планирование, закупки, производство, доставка и возврат». Волна цифровизации, вызванная пандемией, подстегнула мировой рынок SCM, который,

Беспрецедентный уровень неопределенности в глобальной среде сделал планирование операций цепочек поставок чрезвычайно сложной задачей для производителей. В то же время предприятия могут справляться с динамичными условиями поставок, используя текущие данные реального времени для точного прогнозирования крупных событий. DSCM повышает их шансы, обеспечивая видимость цепочек поставок в режиме реального времени. Этот подход позволяет создать систему замкнутого цикла для своевременного принятия мер, проводить анализ «что-если» для прогнозирования будущих сценариев и использовать инструменты для упреждающего планирования. С ростом цифровой зрелости организации превращаются в «живые» — они «чувствуют» окружающую среду, всегда настроены на внутренние и внешние сигналы и способны принимать — или даже автоматизировать — соответствующие и своевременные решения в цепочке поставок. Они используют искусственный интеллект и машинное обучение для усиления обучения на основе каждой возможности, чтобы превратиться в самовосстанавливающиеся организации.

Ниже приведены концепции для всех этапов цифровой цепочки поставок в модели SCOR с примерами.

Планирование. Традиционно планирование того, какие продукты и в каком количестве производить, где и когда их производить, осуществлялось с помощью методов прогнозирования на основе исторических данных. Но планирование на фоне меняющихся предпочтений клиентов и новых бизнес-моделей, таких как оплата по факту использования, требует высокой степени гибкости. Организациям необходимо прислушиваться к голосу клиента и соответствующим образом корректировать производственные планы в режиме (почти) реального времени, что возможно только с помощью цифрового решения. Например, производитель оборудования для кондиционирования воздуха с глобальным присутствием разработал решение для прогнозирования спроса на основе ИИ/МО, чтобы добиться существенного снижения среднего абсолютного отклонения в процентах (MAPE) в сценариях «изготовление на заказ» (11%) и «изготовление на склад» (44%) по сравнению с существующими прогнозами. Оценочная финансовая выгода составила 4,2 млн. долл.

Закупки. Когда производители закупают компоненты у поставщиков, им необходима прозрачность цепочки поставок, чтобы отслеживать статус поставок и принимать упреждающие меры в случае задержки. Поставщик аэрокосмических конструкций первого эшелона внедрил комплексное решение по управлению контрактами, которое позволяет отслеживать качество и график работы поставщиков, выявлять истекающие контракты и помогает в определении требований для новых контрактов. Преимущества включают своевременную поставку деталей, новый процесс расчета влияния просрочек поставщиков и систему возмещения издержек.

Производство. На этом этапе используется разнообразный набор цифровых технологий для создания «умного», подключенного завода. Например, Honda Cars India создала систему с поддержкой наблюдения в режиме реального времени за работой всего завода. IoT-система отслеживания в цехе черных металлов помогла компании добиться сквозного отслеживания деталей, что значительно сократило ручную работу. Была разработана и внедрена информационная система контроля качества с целью выявления дефектов в режиме реального времени и обеспечения качественной поставки автомобилей.

Доставка. Производители стремятся оптимизировать маршруты доставки с использованием нескольких видов транспорта, чтобы минимизировать затраты и углеродный след. После оптимизации маршрута отслеживание местоположения обеспечивает обратную связь для точной настройки маршрута с учетом фактических условий. Система оптимизации спроса одного ведущего дистрибьютора электронных компонентов и компьютерной продукции увеличила своевременность доставки с 65 до свыше 95% для 11 млн. единиц хранения на складе.

Возврат. Продукция по окончании срока службы должна быть утилизирована ответственно, с наименьшим ущербом для окружающей среды. Обратная цепочка поставок должна быть оптимизирована так же, как и процесс доставки. Поскольку производители продукции сосредоточены на увеличении повторного использования, необходимо обеспечить видимость, а также подотчетность процессов обратной цепочки поставок и доставки, особенно тех, которые имеют дело с ценными и редкими материалами. Решение для цепочки поставок на основе блокчейна может оказаться полезным в этом случае, поскольку оно обеспечивает неизменную запись родословной компонента и входящих в него материалов.

SCM относится к числу функций, наиболее сильно пострадавших от пандемии. Устойчивость, гибкость и точность прогнозирования — вот новые императивы успеха. Цифровые решения для управления цепочками поставок обеспечивают все эти функции, позволяя производителям решать задачи на всех этапах жизненного цикла цепочки поставок — от планирования, поиска поставщиков и производства до управления доставками и возвратами.