С 28 февраля по 3 марта в Барселоне прошел очередной Всемирный мобильный конгресс (MWC) — ведущее мировое событие в области телекоммуникаций и сетевого взаимодействия. Главный аналитик Forrester Дэн Билер делится в корпоративном блоге наблюдениями об основных векторах развития сетевых и облачных технологий и их конвергенции.

Основными темами виртуального MWC22 были 5G, облако, искусственный интеллект, финансовые технологии, интернет вещей (IoT) и развивающиеся технологии. Какими будут основные векторы развития этих технологий?

Частным сетям 5G потребуется еще много лет, чтобы стать по-настоящему массовыми

Из бесед с поставщиками сетевого оборудования и сервисными фирмами можно сделать вывод, что частные сети 5G появляются медленнее, чем об этом трубят заголовки новостей. Да, существует бесчисленное количество пилотных проектов 5G, а также растет проникновение телефонов с поддержкой этой технологии. Кроме того, у Wi-Fi существуют явные проблемы с подключением, например, проблема тайминг-аута при хэндовере автоматически управляемых транспортных средств (AGV) при перемещении между ячейками. Во многих сценариях 5G — в сочетании с мобильными периферийными вычислениями — предлагает альтернативу Wi-Fi. Тем не менее, общее экспертное мнение заключается в том, что частные сети 5G достигнут полномасштабного развертывания лишь через несколько лет. Быстрому внедрению 5G по-прежнему препятствует медленный процесс стандартизации 3GPP (3rd Generation Partnership Project), а также отсутствие чипсетов, устройств, спектров частот и модулей, поддерживающих новые 5G-стандарты 3GPP. В результате экосистемы 5G развиваются медленно. Четких сценариев использования, которые зависят именно от функций 5G, еще мало. Пока мы узнали, что почти для всех сценариев хорошо подходят частный LTE, узкополосный IoT, LoRa, Sigfox и Wi-Fi 6.

Неоператорские 5G- и сетевые предложения набирают обороты

Демонстрация решений и обсуждения на MWC22 подчеркнули, что появляется новое поколение поставщиков сетевых решений. Все крупные гиперскейлеры продемонстрировали, что они все активнее вовлекаются в сетевую сферу. Google работает над сетевой фрагментацией в Android 12 для более безопасных решений для работы в любом месте и предоставляет доступ к Google Cloud. Microsoft предлагает Azure for Operators для наложения 5G на облачную сеть Azure, где интернет-магистраль Microsoft передает трафик клиентов, чтобы телекоммуникационные компании могли сосредоточиться на сотовых вышках и центральных офисах. AWS кажется самой амбициозной, предлагая частное решение 5G и облачные WAN- и Edge-решения, не говоря уже о Kuiper. Все гиперскейлеры стремятся использовать свою массивную инфраструктуру сетей и дата-центров, опыт работы с клиентами, облачную архитектуру, возможности разработки предложений, простые модели ценообразования и гибкие инновационные методы. На MWC22 стало ясно, что на горизонте появилась новая угроза для телекоммуникационных компаний. Последние должны срочно определить свою стратегию работы с поставщиками сетевых решений, не являющимися операторами связи.

Сети, ориентированные на бизнес-цели, требуют изменения мышления сетевых специалистов

Возможности роста, которые открываются благодаря подключенным решениям, огромны как для B2B-, так и для B2B2C-предложений. Оценки общего объема возможностей 5G варьируются от 4 до 6 трлн. долл. к 2030 г. Однако на долю подключенности приходится лишь 5-10%. Если телекоммуникационные компании хотят увеличить свою долю в «пироге возможностей» 5G, им необходимо обратиться к новым заинтересованным сторонам за пределами технологических групп. Пока они не достигли значительного прогресса в корректировке своих стратегий, чтобы подготовиться к этому.

Чтобы достучаться до руководителей бизнес-подразделений, телекомы должны уделять больше внимания достижению результатов, которые отражают бизнес-цели клиентов. В дополнение к наращиванию своих программных возможностей, они должны активизировать экосистемную игру с системными интеграторами и сервисными фирмами. Прежде всего, им нужно преобразовать свои устаревшие культуры инноваций и взаимодействия с сотрудниками, чтобы обеспечить гибкую разработку решений, а также привлечь и удержать лучшие кадры для ускорения инновационных циклов.

Границы между облаками и сетями стираются

Учитывая фундаментальную и важную роль, которую играет качественная сетевая инфраструктура для облачных услуг, неудивительно, что вновь возникают дебаты о конвергенции облака и сети для полного использования их возможностей. Однако теперь эта конвергенция развивается в направлении более интегрированной архитектуры: одно облако, одна сеть и интегрированные сервисные возможности. Неудивительно, что Open RAN и мультиоблачные среды были важными темами на MWC22. Интегрированный подход облегчит корпоративным клиентам миграцию в облако, миграцию между облаками, продажу и управление облачными услугами. Телекомы могут взять на себя роль поставщиков решений для интеллектуальной инфраструктуры облачных сетей. Чтобы добиться успеха, они должны ускорить доставку продуктов и услуг, пересмотреть модель распространения и усовершенствовать порталы самообслуживания для клиентов. Межфункциональное сотрудничество внутри компании и с системными интеграторами, компаниями-разработчиками и сервисными фирмами, а также принятие открытых инноваций помогут операторам связи развивать более гибкую и экспериментальную культуру.

Будущее работы требует качественной сетевой инфраструктуры

Гибридная работа — это новая норма для офисной работы. Более интегрированная рабочая сила является ключевым фактором для обеспечения лучшего обслуживания клиентов и сотрудников за счет более тесной интеграции между офисом и удаленными сотрудниками. Спикеры конференции подчеркнули необходимость качественной связи и безопасности для поддержки обучения и продаж с использованием видео и AR/VR, чтобы привлекать таланты гибкой рабочей средой. И раскрыли возможности, которые открывает улучшение широкополосной связи для расширения роли работников, которые работают удаленно. Например, поддержка выездного обслуживания перерастает в более широкую роль в сфере обслуживания и продаж. Клиенты часто больше доверяют выездному персоналу, чем традиционным менеджерам по продажам. Такие инструменты, как AR и VR, могут помочь сотрудникам, работающим на местах, повысить качество обслуживания клиентов. Таким образом, качество сетевого взаимодействия, сотрудничество и управление знаниями удаленных и офисных сотрудников играют важную роль в переходе от «поддержки продукта» к «сервисному мышлению».