Объем российского рынка видеонаблюдения (ВН) по итогам 2021-го составил более 85 млрд руб. против порядка 81 млрд руб. годом ранее. Таким образом рынок повторил свои же результаты за 2020-й год — то есть продемонстрировал рост на уровне 6% за год.

Самым быстрорастущим сегментом по-прежнему остается облачное видеонаблюдение (ОВН). Здесь игрокам удалось превысить показатели 2020-го. Так, в 2021 году они сумели увеличить выручку на 24% (по итогам 2020-го — на 15%, 2019-го —на 30%). Таким образом, сегмент ОВН предпринял попытку вернуться к «допандемийным» показателем. Продажи камер в штуках также растут опережающими темпами.

Информационно-аналитическое агентство TelecomDaily подводит итоги 2021-го в исследовании «Рынок видеонаблюдения 2020-2022». Агентство подтверждает свой предыдущий прогноз: в перспективе ближайших двух лет рынок ВН продолжит расти на 5-6% в год.

Напомним, годом ранее TelecomDaily выставлял прогнозную выручку за 2021-й год на уровне 86 млрд, а на конец 2022-го — 91 млрд руб. В агентстве по-прежнему полагают, что по итогам этого года выручка на рынке ВН превысит 90 млрд руб.

Российский рынок ОВН вырос с 1,89 млрд руб. в 2020 до 2,36 млрд в 2021, то есть на 24%. Штучные продажи видеокамер увеличились на 27%, что в целом сопоставимо с периодом, который предшествовал эпидемии Covid-19. При этом исследователи пока далеки от того, чтобы прогнозировать сегменту ОВН существенный рост на 2022 и 2023 годы, считая, что сохранение текущих показателей уже будет оптимистичным сценарием.

Основным генератором доходов на рынке ОВН по-прежнему остаются юридические лица — прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса. В данном сегменте действует сервисная модель, которая не требует расходов на закупку, монтаж и настройку оборудования, а заказчики могут оперативно менять конфигурацию системы ОВН.

По итогам 2021-го общее число камер ОВН у клиентов-юрлиц выросло с 320 тыс. единиц в 2020 году до 405 тыс. единиц (на 27% за год). Как ожидается, в 2022 году число камер на руках у юрлиц составит порядка 450 тыс. единиц — аналитики рассчитывают на рост в пределах 11%.

В сегменте ОВН представлены и операторы, и платформы, и вендоры, но наибольшее влияние оказывают телеком-операторы.

По доле обслуживаемых камер (ОВН в В2В-сегменте) среди операторов лидирует «Ростелеком» — 28%. У «ЭР-Телекома» — 15%. У сотовых игроков показатели скромнее: «МегаФон» — 4% и МТС — 3%, «Вымпелком» («Билайн») — 2%. Свою небольшую долю удерживают и региональные операторы: «Интерсвязь» — 3%, «УфаNet» — 2%. При этом на долю прочих компаний приходится 40%.

Всего в 2021-м году, по данным Федеральной таможенной службы, в РФ ввезено свыше 4,9 млн камер видеонаблюдения более чем 150 различных брендов. Для сравнения, по итогам 2020 в Россию завезли 3,9 млн камер. Таким образом, импорт за год вырос на 26%.

Лидирует по доле импорта бренд Hiwatch (китайской Hikvision) — 24,2% (25% — в 2020), еще 5,7% принадлежит непосредственно бренду Hikvision (5,1% — в 2020). У китайской же Dahua — 13,5% (10.1% — в 2020).

Заметную долю рынка, до 20%, занимают бренды российских вендоров (но произведенные за рубежом, преимущественно в Китае): Trassir (6,5%), Space Technology (ST — 2,7%), RVI (2,9%), Novicam (2,3%), Polyvision (1,7%), Tantos, «Ростелеком» (1,6%). Совокупно они занимают не менее 20%.