7 апреля отмечается День Рунета. На январь 2022 году интернетом в России пользовалось 89% населения — 129,8 человек. Из них 106 миллионов — активные пользователь социальных сетей. Что будет с российским интернетом? Какие прогнозы можно сделать уже сейчас?

С начала 2022 года в российском секторе интернета произошел ряд критических изменений. То, что было актуально в январе 2022 года, могло значительно измениться. Центр цифровой экспертизы Роскачества проанализировал основные изменения Рунета, произошедшие в феврале-марте этого года, и выявил основные тренды будущего развития российского сектора мировой сети. Статистика приводится по данным консалтинговых агентств We Are Social и Kepios.

За 2021 год количество интернет-пользователей в России увеличилось на 5,8 миллионов человек. Подавляющее число россиян выходит в интернет с помощью мобильного телефона — 91,3%. В среднем каждый житель страны проводит в сети 7 часов 50 минут: это с учетом времени, проводимого за компьютером по работе, и использования интернета с мобильных девайсов. Главная цель использования интернета для подавляющего большинства россиян — поиск информации (84%), на втором месте — общение с родственниками и друзьями (66,4%).

С ограничением работы некоторых известных приложений увеличивается доля российских. Так, наиболее скачиваемыми отечественными приложениями в России являются Telegram и Госуслуги, а также набирающие пользователей маркетплейсы и платежные сервисы — Wildberries, Ozon, Сбербанк Онлайн и Авито.

Уже анонсированы и тестируется ряд российских приложений, которые призваны заменить переставшие работать в РФ сервисы. Среди наиболее громких анонсов: Россграм как аналог Instagram, NashStore — вместе GooglePlay, СБПэй — вместо Apple Pay и Google Pay. Спрогнозировать их успех и популярность пока тяжело, поскольку это будет зависеть от ряда факторов.

Сергей Бодров, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества: «Российских приложений и сервисов в ближайшее время станет только больше, и мы уже видим тому подтверждение в виде российских аналогов заблокированных или ушедших с российского рынка сервисов. В связи с этим, большинство разработчиков стараются как можно скорее выпустить свои приложения и занять освободившийся рынок, но эта спешка может отразиться на большом количестве дыр в безопасности этих приложений, которыми могут воспользоваться злоумышленники. Роскачество будет активно мониторить рынок нового ПО, оперативно тестировать и оценивать качество новых продуктов и обязательно информировать разработчиков о выявленных уязвимостях».

Если лидирующее положение самого популярного мессенджера среди россиян WhatsApp (им пользуется 80,9% пользователей Рунета) остается неизменным, то после блокировок TikTok и Instagram российские соцсети уже испытали приток новых пользователей. Самой популярной российской соцсетью остается ВК: ее охват составляет 76,4% пользователей на начало года. Однако уже за первые недели марта ежедневная аудитория «ВКонтакте» выросла на 300 тыс. пользователей, при этом прогнозируется дальнейший рост. Число ежедневных регистраций в социальной сети в марте выросло почти на 20%.

Никита Куликов, генеральный директор АНО «ПравоРоботов», отметил: «В 2022 году российский сегмент интернета переживает, наверное, самое большое давление за все годы своего существования. Я убежден, что при такой жесткой, пусть и запущенной извне, системы самоочищения по итогу получится, что Рунет в кратчайшие сроки в истории развития цифровизации достигнет тех высот и уровня надежности, на что у других стран уходят десятилетия. Не секрет, что по качественному наполнению и красоте исполнения сайтов Рунет сильно превосходит ряд других юрисдикций. А если учесть уровень цифровизации государственных услуг, доступных гражданам России из любого уголка земного шара, результатов применения закона „о приземлении“, нацеленность и желание генерировать в сети национальный контент, отвечающий нашим российским принципам и нашему культурному коду, то за будущее Рунета можно быть спокойным».

Еженедельно покупки онлайн совершают 42,5% интернет-пользователей из России (на начало 2022 года). Компании, использовавшие для продвижения товаров и услуг зарубежные социальные сети, уже переходят на альтернативные платформы. Кроме того, мелкий и средний бизнес, который вел торговлю на своих страницах в социальных сетях, тоже ищет замену для ведения интернет-магазинов, которые существовали на базе соцмедийных платформ. Помимо этого, ожидается сокращение объема интернет-рекламы в Рунете, ее объем в 2021 году составил 313 млрд руб. Российские компании продолжат поиск новых инструментов и вложений в те направления, которые оказались не задеты санкциями.