Что будет следующим в области технологий? Ответ зависит от того, кого вы спросите, считают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

На протяжении десятилетий отраслевые аналитики, исследователи рынка, ученые, футуристы и другие идейные вдохновители пытались предсказать следующее большое событие в ИТ. Часто предлагаемые прогнозы оказываются близки или точно попадают в цель. Иногда, однако, они оказываются абсолютно неверными (помните «умные города», суперкомпьютеры для бизнеса, Iridium и Theranos?).

Для среднего ИТ-менеджера или руководителя игра в догонялки с быстро развивающимися технологическими тенденциями может стать сложной задачей. «Технологии часто подвержены влиянию катализатора, который превращает их из причуды в тенденцию, — замечает Майк Сторэйл, вице-президент финансовой компании Synchrony. — Причуды легко распознать — вокруг чего-то нового возникает ажиотаж, который может привести к переменам. Но причуды, как правило, недолговечны и становятся настоящей тенденцией только тогда, когда они оказывают значимое и длительное влияние на рынок. И трудно предсказать, когда появится катализатор».

К любой технологии, которая обещает значительные преимущества, но со временем не обеспечивает четкого и измеримого возврата инвестиций (ROI), следует подходить осторожно, говорит Ян Кэмпбелл, генеральный директор Nucleus Research. Большое значение имеет проведение должной проверки. «Например, ИИ имеет ценность, но ее трудно определить, — отмечает он. — Многое зависит от того, как и где он будет использоваться».

ИТ-лидеры при анализе любой инновации должны всегда думать о ценности. «Если технологическое решение решает проблему с положительной рентабельностью инвестиций, оно будет успешным в долгосрочной перспективе, — говорит Кэмпбелл. — Если же технология ищет проблему для решения, она не будет успешной». Он указывает на Google Glass как на классический пример разрекламированной технологии, у которой не было четкого сценария использования.

RFID — еще одна технология, которая взволновала многих ИТ-лидеров, но в конечном итоге не реализовала свой широко разрекламированный потенциал. Она должна была совершить революцию в мире благодаря установке радиометок в продукты супермаркетов, автомобильные номера, редкие произведения искусства — даже в личные документы, такие как водительские права. Роковым недостатком, который не позволил RFID реализовать свой высокий потенциал, стали сценарии использования, когда стоимость превышала ценность — даже при цене всего пять центов за метку. Хотя технология нашла несколько нишевых применений, такие гиганты грузоперевозок, как FedEx, UPS и Amazon, по-прежнему не используют RFID-метки, предпочитая вместо них простые, дешевые и надежные штрихкоды и, с недавних пор, этикетки с QR-кодами.

Надежные источники

Для эффективного понимания тенденций и будущих направлений развития технологий важно иметь надежные источники информации, считает Крис Шифер, вице-президент Capgemini Americas. Он советует знакомиться с мнениями технологических аналитиков, футуристов и организаций, отслеживающих тенденции (например, Trendwatching), и университетских консорциумов (например, Копенгагенского института исследований будущего).

К мнению венчурных фирм также стоит прислушаться, поскольку они предсказывают, какие технологии будут успешными, основываясь на собственных инвестициях, рекомендует Пол Херд, вице-президент и ИТ-директор облачной компании Zuora. «Хотя трудно предсказать, будет ли какое-то конкретное решение успешным или провальным, если несколько компаний инвестируют в одно и то же направление, то эта технология, скорее всего, будет важна в будущем, — отмечает он. — Стоит также следить за аналитическими компаниями, такими как Gartner, поскольку понимание тенденций — это их постоянная работа». Кроме того, он рекомендует налаживать связи с коллегами, посещая отраслевые конференции и участвуя в отраслевых круглых столах.

Рене Ван Ден Берсселаар, ИТ-директор биофармацевтической компании Debiopharm, подчеркивает важность создания сети личных контактов. Участие в дискуссионных группах с единомышленниками может способствовать появлению новых идей и отношений. «Кроме того, Open Source-сообщества, такие как GitHub, предоставляют отличные идеи и самую свежую информацию о новых, развивающихся технологических тенденциях, таких как DevOps, искусственный интеллект, машинное обучение, облако и программные контейнеры. Блоги, информационные бюллетени и статьи венчурных компаний также могут дать полезную информацию о новых тенденциях и темах», — отмечает он.

Наименее точные прогнозы тенденций в ИТ, как правило, предлагают дорожные карты продуктов, сформулированные поставщиками технологий. «Они рекламируют свои сильные стороны и инвестиции, а не отражают точные тенденции развития отрасли», — говорит Майкл Орозко, управляющий директор и руководитель отдела компании MorganFranklin Consulting. Кроме того, он советует избегать экспертов из социальных сетей, особенно источников, заинтересованных в потенциальном успехе или провале тенденции.

Будьте проактивны

Если кажется, что новая технология обладает большим потенциалом окупаемости инвестиций, запустите пилотный проект и как можно скорее получите обратную связь, советует Херд. Если пилотный проект окажется неудачным, вы можете потерять немного денег, но, не попробовав, вы можете упустить большой выигрыш, отмечает он.