Иммерсивные технологии, будь то метавселенная или дополненная реальность, наложенная на наш физический мир, сделают реальностью дистанционное управление техникой и изменят способы общения. Самые большие преимущества иммерсивных технологий для бизнеса действительно далеко идущие, но это не те преимущества, которые будут развиваться постепенно — ожидайте периода инерции, за которым последует революция, утверждает портал Information Age.

Человеческое восприятие технологий предполагает, что они должны развиваться постепенно — инкрементные улучшения, каждое из которых знаменует постепенный рост популярности. Короче говоря, существует мнение, что технология следует эволюционной траектории. Однако иммерсивная реальность и ее преимущества для бизнеса сводятся к переломным моментам.

Удаленная работа. Иммерсивная реальность окажет преобразующее воздействие на бизнес: она придаст новый импульс удаленной работе, не только сделав ее еще более жизнеспособной для офисных работников, но и обеспечив возможность долгое время считавшегося недостижимым дистанционного управления техникой.

Здравоохранение. Иммерсивная реальность также найдет чрезвычайно важное применение в здравоохранении — хирурги с помощью виртуальной и дополненной реальности будут проводить сложнейшие операции, невозможные при нынешних технологиях.

Прощание с клавиатурами. Иммерсивная реальность приведет к отказу от физических или сенсорных клавиатур, заменив их виртуальными клавиатурами — голограммами, парящими перед глазами.

Коммуникации. Как правильно определил Марк Цукерберг (хотя его решение, возможно, не является оптимальным), большая перспектива для иммерсивной реальности лежит в области коммуникаций. Она изменит то, как компании общаются со своими клиентами, как коллеги общаются между собой, работая удаленно, и добавит новое измерение в социальные сети, создавая новые маркетинговые возможности и поддерживая общение внутри организации.

Преимущества иммерсивной реальности для бизнеса действительно далеко идущие. Ее возможности широки настолько, насколько вы можете себе представить, но не попадайте в ловушку, думая, что времени еще много. Развитие иммерсивной реальности будет происходить в соответствии с законом Амары — «Мы склонны переоценивать эффект технологии в краткосрочной перспективе и недооценивать его в долгосрочной».

Как показывает теория, называемая «дилеммой новатора», компании, которые не спешат принять прорывную технологию, обнаружат, что сделали это слишком поздно. Иммерсивная реальность — это прорывная технология; ее влияние будет скромным в ближайшие два-три года, останется скромным в середине десятилетия, но изменит мир в конце десятилетия.

Для того чтобы понять новую технологию, требуется время: если отложить это до тех пор, пока эта технология не станет очевидной и не предстанет перед нами во всей красе, будет слишком поздно.

Преимущества для бизнеса зависят от конвергенции

Устойчивый процесс в иммерсивной реальности создадут несколько технологий. Когда они пройдут переломные точки и объединятся, неуклонный прогресс превратится в революцию.

Эта революция будет аналогична развитию телефонов с сенсорными экранами: благодаря конвергенции технологий, включая прогресс в области дисплеев, закон Мура, коммерциализацию компонентов и более высокую скорость беспроводного Интернета, телефоны с сенсорным экраном за очень короткое время превратились из никому не нужной технологии в вездесущие устройства, которые мы знаем сегодня.

Иммерсивная революция станет возможной благодаря дальнейшим достижениям в области экранных дисплеев, преодолению таких барьеров, как конфликт вергентности и приспособляемости (vergence-accommodation conflict), достижениям в области фовеальной визуализации (foveated imaging), тактильных технологий и технологий 5G, а затем 6G.

Конфликт вергентности и приспособляемости. Это конфликт между тем, как мозг воспринимает изображения, и современным уровнем развития технологий отображения. Например, когда вы смотрите телевизор, ваш мозг компенсирует различия между изображением, выводимым на экран устройства, и реальностью. Но в дополненной реальности, где изображения накладываются на реальность, недостатки технологии проявляются таким образом, что мозгу трудно их игнорировать.

Барьер, созданный конфликтом вергентности и приспособляемости, препятствует освоению дополненной реальности, делая пользовательский опыт весьма неудовлетворительным. По мере развития технологий, когда эта проблема будет преодолена, барьер для дополненной реальности будет устранен. Однако это не будет происходить постепенно — это не та проблема, которая допускает частичное решение. И пока она будет существовать, внедрение дополненной реальности будет медленным, но как только она будет преодолена, эта технология, вероятно, продемонстрирует самые высокие темпы роста в истории бизнеса.

Фовеальная визуализация. Foveated imaging определяет, как дополненная реальность использует небольшие экраны — такие как очки или контактные линзы — где разрешение экрана накладывает технологические ограничения. Фовеальная визуализация стремится преодолеть эту проблему за счет более высокого разрешения экрана в той области изображения, на которой фокусируется мозг. Умелое использование этой технологии создаст новый импульс для развития дополненной реальности.

Технология тактильных ощущений. Как дополненная, так и виртуальная реальность требуют использования тактильной технологии — привнесения физических ощущений и, в конечном счете, чувства осязания в иммерсивную реальность. Однако с примитивной тактильной технологией пользовательские впечатления от иммерсивной технологии будут разочаровывающими, а ее преимущества для бизнеса будут ограниченными. Но по мере развития тактильных технологий, а оно происходит, последствия для иммерсивной реальности будут драматическими.

5G и 6G. Технологии 5G, а затем и 6G, будут важны для иммерсивной реальности по двум причинам. Во-первых, они сделают жизнеспособными новые приложения — например, дистанционное управление техникой, особенно на открытом воздухе, например, в сельском хозяйстве или строительстве. Во-вторых, потенциал иммерсивной реальности, обеспеченный этими технологиями, будет стимулировать новую экосистему стартапов, стремящихся к инновациям, чтобы стать успешными предприятиями. Эта новая экосистема иммерсивной реальности создаст новые бизнес-преимущества, стимулируя распространение и поддерживая революцию иммерсивной реальности.

Самые большие преимущества технологии иммерсивной реальности

— Коммуникации, как между коллегами и деловыми партнерами, так и в обществе. Иммерсивная реальность создаст новые способы поддержки удаленной работы и новые способы общения компаний с клиентами. Она также создаст возможности для компаний предоставлять услуги клиентам, общающимся через иммерсивную реальность, примером могут служить рестораны, предназначенные для поддержки общения на расстоянии.

— Удаленное управление техникой в здравоохранении, сельском хозяйстве и производстве.

Благодаря достижениям в технологиях, которые будут лежать в основе иммерсивной реальности, и их конвергенции, преимущества для бизнеса возникнут внезапно. Но предприятиям необходимо научиться применять иммерсивную реальность до того, как это произойдет, иначе они рискуют разрушением своего бизнеса, возможно, вплоть до полного исчезновения.