В новом отчете Forrester «The Top 10 Trends In Cloud, 2022» выделены десять тенденций, определяющих дальнейшее развитие облака в условиях, когда все больше организаций пытаются использовать его потенциал, сообщает портал InformationWeek.

Основной вывод из исследования заключается в том, что облачные стратегии должны быть уточнены в связи с ускоренным внедрением нативных облачных решений. Согласно отчету, даже те компании, которые уже перешли на облачные технологии несколько лет назад, могут обнаружить, что их ранние внедрения перешли в разряд устаревших и теперь выступают в качестве технического долга. Именно здесь, по мнению Forrester, на помощь приходят нативные облачные платформы, и поставщики предлагают такие ресурсы для модернизации.

Основные тенденции в облаке, по мнению Forrester:

  • Гиперскейлеры отвечают на требования клиентов о композитности платформ.
  • FinOps заставляет ITFM/TBM адаптироваться и модернизироваться.
  • Платформенные команды обеспечивают нативную облачную трансформацию.
  • Геополитическая динамика порождает локальных игроков и решения.
  • Облако переопределяет корпоративный дата-центр.
  • Внедрение Kubernetes обеспечивает проактивное управление, соответствие требованиям и устойчивость.
  • Решения для операций облачного масштаба набирают обороты.
  • Мегавендоры захватывают корпоративные ИТ-бюджеты.
  • Разгорается битва на периферии.
  • Отраслевые предложения набирают обороты.

Главный аналитик Forrester Ли Сустар напоминает, что изначально облачные провайдеры появились как универсалы, предлагающие тесно связанные услуги, которые позволяют сэкономить время, получить определенную эффективность и обеспечить масштабируемость. «Однако это все еще означало, что люди должны были работать над тем, как разрабатывать новые приложения, как создавать эти инфраструктуры», — отмечает он.

По словам Сустара, это подвигло гиперскейлеров разработать шаблоны для платформ. И привело к эре платформы как сервиса (PaaS). А затем облачные провайдеры поняли, что их клиентам нужны готовые платформы или полуфабрикаты платформ, включающие автоматизацию и возможность адаптировать их к своим потребностям. «В некоторых случаях они могут захотеть, чтобы платформа была на 95% адаптирована под них», — говорит Сустар. По его словам, это может быть CRM- или HRM-приложение, или у клиентов может быть желание создавать свои собственные приложения.

В таких случаях они ищут платформы с ядром систем, которые они рассчитывают иметь, с возможностями работы с базами данных и самостоятельной разработки. «Некоторые люди готовы пойти на все и сделать открытый исходный код самостоятельно, но это относительно редкое явление», — отмечает Сустар.

По его словам, облачные провайдеры отвечают на спрос рынка на полуфабрикаты платформ, которые в общих чертах стандартизированы и коммодифицированы, особенно на базе Open Source и Kubernetes. «Если это стандартизированный продукт, то они хотят видеть, как на его основе создается ценность», — говорит Сустар.

Отчасти это обусловлено конкуренцией между поставщиками за создание инфраструктуры в глобальном масштабе, что является капиталоемким мероприятием. Это позволяет расширить бизнес, но также оказывает давление в сторону стандартизации и коммодификации. «Им необходимо дифференцироваться дальше по стеку, что означает больше прикладных разработок и, более конкретно, отраслевых облаков, — говорит Сустар. — Будучи универсалами, облачные провайдеры всегда сталкиваются с проблемой „последней мили“. Никто не может делать все для всех».

По словам Сустара, после развертывания основных услуг облачным провайдерам приходится решать, какие стратегические отрасли, в которых имеют смысл специализированные платформы, они будут поддерживать. Это может быть часть экосистемы для определенной отрасли, например, финансовых услуг или производства. По его словам, Edge также является частью этого микса, поскольку «последняя миля» — это часто то, что нужно розничному магазину или филиалу.

По словам Сустара, рост мегавендоров, под которыми понимаются гиперскейлеры с колоссальным размером и охватом, привел к тому, что организации стали опасаться чрезмерной зависимости от них. «Поэтому наблюдается движение в сторону мультиоблаков», — говорит он. Оно также может быть связано с тем, что в некоторых случаях рабочие нагрузки отличаются. И с желанием снизить риски сосредоточения всех операций у одного провайдера. «Они готовы мириться с трудностями, чтобы получить определенную гибкость, хотя это, мягко говоря, нелегко — просто перейти из одного облака в другое», — отмечает Сустар.

По его словам, видно желание иметь определенные виды абстракций с использованием стандартных контейнеров для приложений, чтобы попытаться избежать слишком большой зависимости от базовых облачных платформ и получить некоторую автономию. Это может привести к компромиссу, из-за которого некоторые возможности для более быстрых инноваций будут упущены. Но, по мнению Сустара, «люди пытаются найти баланс».

Последние несколько лет беспокойство по поводу суверенитета данных привело к ярко выраженному влиянию геополитики на облака, будь то в Европе или в других странах. «Технологии все больше увязают в торговых войнах и геополитических конфликтах, которые, как можно наблюдать, развиваются», — говорит Сустар. Кроме того, в ответ на пандемию произошла диверсификация цепочек поставок, что способствовало появлению тенденции к созданию национальных и региональных зон облаков. «Некоторые из европейских игроков, относительно некрупные провайдеры, позиционируют себя для удовлетворения потребностей европейского рынка в вопросах суверенитета данных, которые, по их мнению, не может полностью решить американская или китайская компания», — отмечает Сустар.