В сентябре в Копенгагене прошла одна из ведущих глобальных телекоммуникационных выставок Digital Transformation World (DTW), которую ежегодно проводит ассоциация TM Forum. В этом году в ней участвовали более 600 крупнейших компаний телеком-индустрии, включая представителей провайдеров связи, производителей инфраструктурного оборудования и разработчиков программного обеспечения. Традиционно именно в рамках DTW демонстрируются последние новинки и ключевые технологии для телеком-операторов и их поставщиков. Наша компания также приняла участие в выставке, и в этой статье я попробую суммировать все увиденное на мероприятии и выделить самые знаковые тенденции, которые будут влиять на деятельность телекоммуникационных компаний в ближайшее время.

Симплификация и конвергентность для повышения эффективности

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед телеком-отраслью, является наведение порядка во множестве бизнес-процессов и направлений. Современные операторы стремятся объединить системы на всех уровнях, включая BSS и OSS, и используют «зонтичные» решения для упрощения устаревших процессов и преодоления различных ограничений. Тренд на симплификацию касается всех аспектов деятельности — от совершенствования бизнес-процессов до оптимизации продуктовой линейки и улучшения взаимодействия с клиентом. При этом операторы стараются минимизировать влияние внутренних трансформаций на абонентов и поддерживать непрерывность бизнеса.

В то же время телеком-провайдеры сосредоточены на повышении рентабельности инвестиций и рассматривают конвергентность как одно из ключевых требований для внедрения новых решений. Поэтому наибольшим спросом продолжают пользоваться платформы, которые не только поддерживают запуск любых сервисов на основе различных моделей расчета, сетей и технологий, но и дают возможность оптимизировать процессы и сформировать единый подход к управлению доходами.

Гибкость и адаптируемость бизнеса к новым направлениям

Многие сессии выставки были посвящены вопросам гибкости и адаптируемости бизнеса как одним из ключевых требований к развитию и увеличению выручки. К примеру, большинство поставщиков услуг связи понимают преимущества развития B2B-направления. Это может быть как работа с крупными предприятиями, так и с сегментом малого и среднего бизнеса. В обоих случаях операторы стремятся предоставлять широкий спектр услуг и продуктов и, в дополнение к традиционным телеком-продуктам, предлагают и другие сервисы, включая ИТ услуги, например, облачную инфраструктуру или безопасность. Более того, телеком-компании изучают возможность запуска вертикальных решений, ориентированных на конкретные индустрии, например, розничную торговлю и здравоохранение.

При этом никто не может сказать, какие продукты или услуги станут успешными. Чаще всего операторы работают с несколькими бизнес-направлениями и сервисами для обеспечения интегрального эффекта, постоянно экспериментируют, тестируют новые услуги и исследуют новые сегменты бизнеса.

Роль данных в условиях развития 5G и IoT

На DTW 2022 большое внимание также уделялось роли данных. Сложность телекоммуникационного бизнеса продолжает расти, а развитие 5G и IoT приводит к увеличению количества подключенных устройств и объема информации. Телеком-операторы являются владельцами огромного количества данных, которые они используют для роста и развития бизнеса, и аналитика больших данных становится необходима для оптимизации операций и принятия правильных решений.

Информация, поступающая от клиента, должна стать основой для формирования продуктовой линейки, тестирования гипотез и новых предложений, а также служить триггером для изменения бизнес-процессов и улучшения клиентского опыта. Анализ данных также позволяет разработать персонализированный подход к построению эффективных коммуникаций с абонентами с учетом их уникальных потребностей. Кроме того, он способствует оптимизации сети и внутренних систем оператора. Например, сквозной мониторинг системы на основе машинного обучения с предиктивной аналитикой позволяет своевременно обнаруживать аномалии и предотвращать сбои в работе.

Рационализация использования облачных технологий

Безусловно, одно из ключевых событий в телеком-индустрии не могло пройти без обсуждения облаков. На смену однозначным заявлениям о необходимости массового перехода к облакам на всех уровнях начинает приходить идея рационализации использования облачных технологий для снижения CAPEX и повышения гибкости. В настоящее время становится ясно, что, с одной стороны, облако снижает зависимость оператора от поставщика оборудования, но с другой, увеличивает зависимость от поставщика облака. Поэтому компании сегодня стремятся придерживаться взвешенного подхода в выборе способов развертывания программного обеспечения и инфраструктуры с адекватной оценкой рисков. В частности, определить, что именно следует перенести в облако, какую стратегию использовать для управления мультиоблачным развертыванием и какие экономические выгоды от этого можно получить.

Построение цифровой корпоративной культуры

Специалисты телеком-индустрии также обратили внимание на необходимость трансформации корпоративной культуры и повышения эффективности внутренних коммуникаций. Сегодня операторы много инвестируют в укрепление HR-бренда и работу с корпоративными ценностями. В целом этот тренд характерен для многих рынков и для самых разных отраслей. Компании стремятся усилить организационную культуру и сформировать имидж организации, которая помогает своим сотрудникам реализовывать потенциал, обеспечивает комфортные условия труда, ставит интересные задачи и вовлекает персонал в процесс принятия решений. Ведь сильный бренд помогает привлекать не только специалистов, но и заказчиков: многим клиентам важно понимать, какие ценности продвигает компания и в каких условиях создаются продукты.

В заключение хочется отметить, что DTW 2022 стала одним из самых ярких и насыщенных событий года в телеком-индустрии. Эксперты поделились своими знаниями и видением телеком-отрасли и позволили получить ценные технологические инсайты. Крайне важно создавать новые решения и продукты с учетом инноваций, потребностей операторов и актуальных трендов на рынке.

Елена Коскур-Оглы, руководитель отдела поддержки продаж Nexign