Исследование Salesforce Research «State of Marketing 2022», основанное на опросе 6000 маркетинговых руководителей по всему миру, показывает, как маркетологи развиваются в условиях неопределенности, готовятся к уходу сторонних cookies, улучшают клиентский опыт и внедряют инновации для удовлетворения меняющихся потребностей клиентов, пишет на портале ZDNet главный цифровой евангелист Salesforce Вала Афшар.

Как стало ясно из исследования, современные маркетологи располагают большим количеством инструментов, технологий и данных, чем когда-либо прежде, а также сложными стратегиями для построения долгосрочных отношений с клиентами.

Вот основные положения отчета:

1. Маркетологи сохраняют оптимизм в неблагоприятных условиях. Хотя макроэкономическая нестабильность заставляет команды пересматривать свои бюджеты и подстраивать технологический стек, маркетологи сохраняют оптимизм перед лицом перемен. Каждый третий из них говорит, что бюджетные ограничения являются проблемой. В то же время 87% маркетологов утверждают, что их работа сейчас приносит больше пользы, чем год назад.

2. Маркетологи ориентируются в сложном нормативном ландшафте, адаптируясь к изменениям в правилах конфиденциальности и призывам к прозрачности данных. Хотя 75% респондентов все еще инвестируют в данные третьих сторон, 68% заявили, что у них есть полностью определенная стратегия ухода от таких данных. Маркетологи ожидают почти двукратного увеличения количества источников данных, которые они должны согласовывать: с 10 источников в 2021 г., 15 в 2022-м до ожидаемых 18 в 2023 г.

3. Распределенные команды объединяются с помощью технологий совместной работы. Признавая, что удаленная и распределенная работа останутся, руководители инвестируют в новые инструменты совместной работы. Маркетологи внедрили в среднем четыре технологии совместной работы, и 70% ожидают, что такие инвестиции будут постоянными. Однако 69% утверждают, что сейчас сотрудничать сложнее, чем до пандемии.

4. Новые каналы и инновационные тактики переопределяют взаимодействие с клиентами. Маркетологи и бренды инвестируют в сочетание каналов и технологий, чтобы охватить новую аудиторию и построить долгосрочные отношения. 83% респондентов утверждают, что их маркетинговые организации взаимодействуют с клиентами в режиме реального времени через один или несколько маркетинговых каналов. При этом 71% маркетологов утверждает, что удовлетворить ожидания клиентов сейчас сложнее, чем год назад.

5. Маркетологи стремятся к работе с информацией в режиме реального времени, что приводит к изменениям KPI. Маркетологи из года в год отслеживают все больше показателей на каждом этапе воронки продаж. Скорость получения информации остается конкурентным преимуществом. Сегодня 72% высокоэффективных маркетологов могут анализировать маркетинговые показатели в режиме реального времени.

6. Маркетологи руководствуются ценностями. Сегодняшние клиенты хотят, чтобы их ценности отражались в брендах, продукты которых они покупают, и маркетологи реагируют на это. В настоящее время 93% высокоэффективных маркетологов утверждают, что их внешние сообщения отражают корпоративные ценности, по сравнению с 70% конкурентов с более низкими показателями.

Обсудим основные выводы из исследования.

1. Почти 9 из 10 маркетологов остаются оптимистичны в условиях перемен. Несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и покупательское поведение, а также растущие ожиданий клиентов, маркетологи по-прежнему ориентированы на будущее и называют «эксперименты с новыми маркетинговыми стратегиями» своим приоритетом № 2. Стремление к инновациям исходит с самого верха: 91% директоров по маркетингу (CMO) говорят, что они должны постоянно внедрять инновации, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Маркетинговые организации также инвестируют в персонал, чтобы привлечь и удержать сотрудников в условиях конкурентного рынка труда. 71% маркетологов говорят, что сейчас труднее удержать сотрудников, чем год назад. Маркетологи также изменили места и методы своей работы, и многие изменения еще не закончились. Не будучи больше связанными географией или часовым поясом, многие из них добиваются успеха, открывая новые сегменты потребителей, инвестируя в цифровые технологии, проводя виртуальные и гибридные мероприятия. Переход к распределенным маркетинговым командам совпал со шквалом инвестиций в технологии совместной работы, причем 70% таких инвестиций рассматриваются как постоянные.

2. Улучшение использования инструментов и технологий — приоритет № 1. CRM является ведущим инструментом для высокоэффективных маркетологов. Хотя такие системы пользуются особой популярностью, для построения взаимоотношений на протяжении всего жизненного цикла клиента применяется сочетание инструментов. 89% B2B- и B2B2C-маркетологов используют маркетинговые платформы, основанные на учетных записях, что помогает командам в их стремлении организовывать целевые кампании с партнерами по продажам и обслуживанию.

3. CMO называют предпочтения и ожидания клиентов в качестве главного фактора, влияющего на цифровую стратегию. Куда ведут клиенты, туда следуют и маркетологи, все чаще экспериментируя с новыми цифровыми каналами. Видео продолжает играть важную роль и как канал, и как тактика: видео, как предварительно записанное, так и транслируемое в прямом эфире, занимает ведущее место в маркетинговом миксе.

4. Маркетологи стремтся к многоканальному взаимодействию и все чаще используют push- и мобильные сообщения наряду с кампаниями по электронной почте. Согласно данным Salesforce Marketing Cloud, основанным на триллионах отправленных сообщений, использование email растет из года в год. За последний год количество исходящих электронных писем увеличилось на 15%, достигнув 80% всех исходящих сообщений. Учитывая общий объем отправлений, электронная почта остается эффективным цифровым каналом. Более того, клиенты утверждают, что email является одним из наиболее предпочтительных каналов взаимодействия с брендами, уступая лишь телефону. Тем не менее изменения в ожиданиях клиентов заставляют маркетологов быть начеку. 71% респондентов утверждают, что удовлетворить ожидания клиентов сейчас сложнее, чем год назад.

5. Для маркетологов персонализация — это не просто адресная рассылка сообщений, а гиперперсональное понимание клиента. Сегодня 73% клиентов ожидают от компаний понимания их уникальных потребностей и ожиданий. В ответ на это 83% маркетологов используют динамические клиентские инсайты для адаптации своих стратегий и оптимизации каждого взаимодействия. Маркетологи знают, что преобразующее, ориентированное на клиента взаимодействие основывается на данных — и их требуется много. Бренды прогнозируют увеличение количества используемых источников данных — в среднем до 18 источников в 2023 г.

Согласно данным Gartner «2021 Cross-Functional Customer Data Survey», только 14% организаций смогли получить 360-градусное представление о своих клиентах. 44% из тех, кто этого достиг, утверждают, что это представление реализуется на платформе клиентских данных.

Несмотря на очередной перенос сроков отказа от использования сторонних файлов cookie, маркетологи переходят на данные, напрямую получаемые от клиентов (zero- and first-party data). Тем не менее, 75% маркетологов утверждают, что они хотя бы частично полагаются на данные сторонних сервисов. Хотя не все такие данные связаны с файлами cookie, им придется согласовать эту стратегию с грядущими изменениями в правилах конфиденциальности.

6. Маркетологи используют искусственный интеллект для масштабирования своих усилий. 68% респондентов утверждают, что у них есть полностью определенная стратегия ИИ, по сравнению с 60% в 2021 г. и 57% в 2020-м. Маркетинговые организации хорошо осознают преимущества и продолжают инвестировать в ИИ-приложения, которые дополняют процесс взаимодействия с клиентами, например, для решения вопросов их идентификации и создания лучших предложений в режиме реального времени. Несмотря на то, что сейчас клиенты больше, чем когда-либо, работают в Интернете, 43% из них все еще предпочитают нецифровые каналы. Это объясняет один из основных вариантов использования ИИ для маркетологов: объединение онлайн- и офлайн-опыта.

7. Маркетинг без метрик — все равно что вождение автомобиля с закрытыми глазами. Маркетологи инвестируют в аналитические возможности, чтобы получить точное представление о влиянии своих сообщений, кампаний и маркетинговых расходов. Они также фокусируются на персонализации и ключевых точках взаимодействия с клиентами, при этом все больше команд отслеживают веб- и мобильную аналитику, вовлечение в контент и пожизненную ценность клиента (CLV). Однако маркетологи называют измерение рентабельности маркетинговых инвестиций и атрибуции своей задачей № 2, что означает, что им еще есть над чем поработать в плане упрощения процесса отчетности.

8. Для достижения результатов распределенным командам нужны лучшие инструменты для совместной работы. Хотя новые инструменты совместной работы и технологии удаленной работы принесли гибкость цифровых технологий, виртуальное сотрудничество не лишено трудностей. 69% маркетологов утверждают, что сейчас сотрудничать сложнее, чем до пандемии.

9. Ценности порождают ценность. И маркетологи руководствуются ценностями. 66% клиентов перестали покупать у компаний, чьи ценности не совпадали с их ценностями. Поскольку 88% покупателей говорят, что ожидают от брендов демонстрации четких и сильных ценностей, маркетологи осознают уникальную возможность стать лидером, используя ценностно-ориентированные послания. Более того, 93% высокоэффективных маркетологов утверждают, что их внешние сообщения отражают их корпоративные ценности, в то время как у их конкурентов этот показатель составляет 70%.

10. Создание перспективной маркетинговой организации означает инвестирование в образование и повышение квалификации. В ближайшие два года наиболее важными маркетинговыми навыками будут:

  1. контент-маркетинг;
  2. стратегия кампаний;
  3. аналитика данных;
  4. креативность;
  5. коммуникации.