Цифровые платформы преобразуют экономический ландшафт страны. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые проанализировал масштабы распространения в российских регионах цифровых платформ и маркетплейсов, а также их востребованность в различных отраслях экономики.

Справочно: Цифровая платформа — информационная система, объединяющая значимое количество независимых участников, в рамках которой формируется новая бизнес-модель, позволяющая сократить транзакционные издержки и ускорить взаимодействие между участниками.

В 2021 г. цифровые платформы задействовали 14,7% предприятий. В региональном разрезе четкой «географической» специфики не прослеживается. Пятерку лидеров образуют Московская (21,8%), Иркутская (21,7%), Новгородская (20,5%), Тульская (20,2%) области и Республика Татарстан (18,3%). Использование цифровых платформ в стране становится более равномерным: по сравнению с годом ранее в 2021 г. сократилась разница между минимальным и максимальным значениями показателя (с 28,6 до 16 п.п.) и снизился коэффициент вариации в субъектах РФ (с 24 до 20%).

В разрезе отраслей наиболее широко распространены цифровые платформы в финсекторе (33,2%), сфере высшего образования (31,9%), оптовой и розничной торговле (24,6%), ИТ-отрасли (23,2%), сфере информации и связи (21,3%). Тройку отраслей экономики и социальной сферы с минимальными значениями показателя образуют строительство (8,5%), культура и спорт (7,6%) и операции с недвижимостью (7,5%). Наиболее активно в 2021 г. использовали цифровые платформы компании иностранной собственности — каждая пятая. Среди предприятий российской, совместной российской и иностранной форм собственности доля пользователей цифровых платформ немногим превышает 14%.

Индикатором роста цифровизации региональных экономик может служить динамика продаж товаров, работ и услуг на маркетплейсах — наиболее значимых для экономики и востребованных у потребителей цифровых платформах. В 2021 г. торговлю на маркетплейсах в целом по России вели 6,9% организаций (без субъектов малого предпринимательства). Эта практика распространена по регионам более равномерно, чем платформы в целом: разница между максимальной и минимальной долями организаций, торгующих через интернет, составляет всего 8,4 п.п., коэффициент вариации равен 25%.

По доле компаний предпринимательского сектора, которые используют маркетплейсы, Россия (9%) сопоставима с Польшей и Словенией, несколько опережает Великобританию, Швецию, Нидерланды (по 8%) и незначительно отстает от лидеров — Германии, Ирландии, Испании, Италии (10–11%). Наиболее широко на маркетплейсах представлены компании оптовой и розничной торговли (17,5%), гостиницы и предприятия общественного питания (13,1%), организации финансового сектора (8,8%), обрабатывающей промышленности (8,2%), информации и связи (7,3%).

Цифровая трансформация экономики и социальной сферы динамично развивается на всей территории страны, не имея региональных особенностей и дифференциации. По использованию цифровых платформ и экосистем лидируют регионы Уральского федерального округа, совсем незначительно уступая центральным по торговле на маркетплейсах. Среди отраслей флагманскую роль в процессах цифровизации играет финансовый сектор.