Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал цифровые риски, с которыми сталкиваются россияне, и способы борьбы с ними.

Развитие интернета дает населению все новые возможности для решения повседневных задач, но в то же время ведет к актуализации цифровых рисков. Самый распространенный из них — спам-рассылка по электронной почте, в социальных сетях и мессенджерах: в 2021 г. в России ее получал каждый четвертый пользователь интернета в возрасте 16–74 лет (26,8%).

Впрочем, какие-либо шаги по активной борьбе со спам-атаками предпринимают немногие. Так, лишь 18,2% пользователей применяли специализированные антиспамовые фильтры. Остальные, скорее всего, полагались на возможности защиты, по умолчанию встроенной в приложения почтовых сервисов и соцсетей.

Вторым по распространенности риском остается заражение цифрового устройства вирусами. В отличие от спамовых рассылок, которые в последние годы стали чаще досаждать пользователям, частота заражений цифровых устройств снижается. Если в 2015 г. 17,5% пользователей в возрасте 16–74 лет сталкивались с этой проблемой, то в 2021 г. — лишь 6,5%. Отчасти такая динамика обусловлена развитием самих цифровых сервисов и инструментов: современные веб-браузеры оснащены базовыми антивирусными плагинами, которые предостерегают от перехода по потенциально вирусоопасным ссылкам и проверяют загружаемые файлы. Важную роль играют и практики самих пользователей: несмотря на заметное снижение в 2019–2021 гг. по-прежнему довольно высокой остается доля тех, кто использует антивирусные программы для защиты своего устройства и хранящихся на нем персональных данных.

Довольно редко, но все же российские пользователи практикуют и иные стратегии защиты от цифровых угроз. Так, например, 13,2% из них в 2021 г. создавали пароли для защиты учетной записи, а 8% изменяли настройки доступа к аккаунту через использование контрольных вопросов для авторизации, двухэтапной проверки или биометрии. Самой непопулярной практикой оказалось целенаправленное изменение параметров веб-браузеров, например, отключение автоматического сохранения файлов cookie, истории посещений сайтов и местоположения. В 2021 г. такие действия совершали лишь 5,1% пользователей в возрасте 16–74 лет. По этому показателю Россия занимает последнее место среди 34 стран, по которым имеются сопоставимые данные.

Анализ статистических данных показывает, что в цифровой среде российские интернет-пользователи в первую очередь опасаются заражения своего цифрового устройства вирусами и интенсивнее пытаются противостоять именно этой угрозе. А вот решение проблемы нарастающего потока спамовых рассылок и компрометации аккаунтов россияне предпочитают адресовать плагинам, встроенным в веб-браузеры и программные приложения (например, Adblock, браузеры с защищенным режимом). Защита приватности в сети также явно не входит в число приоритетных стратегий противостояния пользователей цифровым угрозам.