Гибридная, мобильная, удаленная работа и работа по обслуживанию клиентов формируют рынок унифицированных коммуникаций и совместной работы (UC&C), а поставщики, в свою очередь, будут формировать опыт этой работы, пишет на портале No Jitter Прачи Нема, старший аналитик Omdia по корпоративному взаимодействию.

Облачные технологии конференц-связи и совместной работы продолжили лидировать на рынке UC&C в 2022 г., развивая импульс, который они приобрели во время пандемии. По оценкам Omdia, объем рынка UC&C, включающего сегменты унифицированных коммуникаций как сервис с поддержкой телефонии (UCaaS), сервисов коллективных совещаний, УАТС, SBC, конечных точек видеоконференций, инфраструктуры и периферийных устройств, а также SIP-транкинга, составил в 2022 г. 57 млрд. долл. В целом рынок UC&C останется устойчивым в 2023 г., несмотря на продолжающиеся глобальные макроэкономические проблемы, и, как ожидается, достигнет 66 млрд. долл. в 2026 г.

Итак, какие же основные тенденции UC&C следует отслеживать в 2023 г.?

1. Все внимание на UCaaS. Будущее работы наступило благодаря UC&C. Унифицированные коммуникации и совместная работа лежат в основе гибридной, мобильной, удаленной работы и работы по обслуживанию клиентов. Быстрое развитие платформ ведущими поставщиками UCaaS будет угрожать более мелким поставщикам, заставляя их заново находить себя, выходить на смежные рынки, фокусироваться на определенных вертикалях и становиться объектом приобретения. Omdia ожидает, что в 2023 г. ведущие поставщики UCaaS будут продолжать конкурировать по функциям, но в большей степени по расширяемости платформы и выходу в смежные бизнес-сегменты.

2. Становление олигополистического рынка. Omdia ожидает, что в 2023 году рынок UCaaS станет олигополистическим. Всего лишь пять ведущих поставщиков будут контролировать более 70% этого рынка, что вынудит более мелких поставщиков точечных решений уйти с рынка. Мы ожидаем повышенный уровень активности в сфере слияний и поглощений в 2023 г., что подготовит почву для новой структуры рынка. Кроме того, усилится гонка за перенос существующей базы онпремисных решений в облако, поскольку ставки высоки, и поставщики не хотят терять свою клиентскую базу в пользу конкурентов.

3. Предложения по организации коллективных совещаний покажут свою живучесть. Предприятия начнут внедрять общекорпоративные UCaaS-решения для телефонии, совещаний и обмена сообщениями, однако предпочтения в средствах совместной работы будут различаться в разных отделах. Это вынудит предприятия в 2023 г. иметь несколько UC&C-решений, в основном для внутриорганизационного взаимодействия, диктуемого клиентами, партнерами и поставщиками. Таким образом, мы увидим, что предприятия будут использовать две или более платформ для коллективных совещаний и командной работы, общекорпоративное решение UCaaS и существующие онпремисные платформы UC.

4. В некоторых отраслях останутся местные АТС. Организации, как правило, сохраняют свои АТС даже после перехода значительного числа сотрудников на облачные решения. Наблюдающиеся перебои в работе основных решений UCaaS с поддержкой телефонии заставляют людей пересмотреть вопрос об отмене АТС. Кроме того, некоторые организации нуждаются в надежной связи, даже когда все сетевые пути во внешний мир не работают. К ним относятся такие чувствительные отрасли, как здравоохранение, образовательные и правительственные учреждения.

5. Поставщики UCaaS будут искать возможности на смежных рынках. В 2021-2022 гг. доля рынка UCaaS компании Microsoft росла быстрее, чем у любого другого поставщика, и она продолжает доминировать. Учитывая растущую угрозу со ее стороны, поставщики UCaaS будут пытаться создавать дифференциацию с помощью новых функций и вертикальных решений и быстро продвигаться на смежные рынки, такие как проведение мероприятий.

6. Рынок устройств для проведения совещаний будет отставать. Отрасль рассчитывала, что в связи с быстрым внедрением гибридной работы предприятия быстро откажутся от своих устаревших решений для переговорных комнат и заменят их на новейшие инструменты для совместной работы. Ожидалось, что в 2022 году предприятия будут использовать более новые устройства для проведения совещаний с равноправным присутствием в гибридной среде. Однако последнее исследование Omdia по устройствам и сервисам видеоконференцсвязи показывает, что предприятия будут откладывать значительные изменения, несмотря на потребность в большем количестве конференц-залов с поддержкой видео, поскольку сосредоточатся на повышении операционной эффективности. Omdia ожидает рост глобальных поставок конечных устройств в 2023 г. на единицы процентов перед восстановлением рынка в 2024-м. Видеобары «все в одном» остаются фаворитом рынка и будут демонстрировать самые высокие темпы роста поставок в 2023 г.

7. Опыт проведения совещаний с равноправным участием будет проверен на практике. Ни один поставщик еще не обеспечил по-настоящему равноправные условия проведения совещаний, когда к каждому участнику относятся одинаково, у него такой же большой, как в офисе, экран и равные возможности быть увиденным и услышанным, где бы он ни находился. В 2023 г. на этом рынке будут стремительно развиваться инновации, поскольку поставщики начнут использовать искусственный интеллект и многочисленные камеры для переговорных комнат в различных форм-факторах для поддержки гибридной организации работы и равноправного проведения совещаний. ИИ будет находиться в центре инноваций новых устройств.

8. Операционная система устройства займет центральное место. Устройства «все в одном», такие как видеобары и доски для совместной работы, работающие на базе ОС Android или Windows, будут определять развитие рынка видеосотрудничества. Для обеспечения захватывающего пользовательского опыта производители устройств будут использовать датчики, распознавание образов, прогнозирование и другие функции на основе ИИ.

9. Начнут появляться мультисервисные решения. В 2023 г. комнаты, предназначенные для проведения совещаний, продолжат доминировать, но потеряют свою привлекательность в гибридных рабочих средах. Хотя основную долю поставок устройств составят системы видеокомнат, оптимизированные/сертифицированные для работы с конференц-сервисами конкретного производителя, предприятия будут постепенно отказываться от специализированных конференц-залов, таких как Zoom Rooms и Microsoft Teams Rooms. Этот переход приведет к появлению мультисервисных решений, позволяющих сотрудникам проводить любые видеовстречи из любой комнаты, независимо от используемого сервиса.

10. Новые партнерства будут формировать ландшафт рынка. В 2022 г. мы увидели несколько интересных партнерств, например, Cisco в сотрудничестве с Microsoft объявила о реализации нативных возможностей Microsoft Teams на своих устройствах Webex. Поскольку совместимость между решениями для организации совещаний имеет решающее значение для предприятий, Omdia ожидает аналогичных заявлений от других производителей в 2023 г.

Наконец, в заключение отметим, что в 2023 г. мы ожидаем продолжения роста расходов на рынке UC&C.