Позади несколько лет ковидных ограничений, год с момента начала СВО, насколько изменился ИТ-бизнес? На самом деле, сильно. Местами даже радикально. Изменились подходы к ведению бизнеса, ожидания и требования клиентов к ИТ-среде. Это, безусловно, влияет на общую стратегию развития многих компаний.

Я меняюсь, значит я живу

Помните начало самоизоляции? Какое слово прочно вошло в наш обиход? Правильно, «удаленка»! Речь про обеспечение удаленного доступа многочисленных сотрудников к рабочим местам, защиту информации, рост нагрузки на инфраструктуру и резервирование данных. Нам всем пришлось серьезно переформатироваться в этом смысле.

Пандемия ознаменовала собой взрывной рост e-commerce. И как следствие, существенно возросла востребованность облачных сервисов и прежде всего услуг виртуального ЦОДа, хранения и защиты данных. Увы, но в ковид масса предпринимателей были вынужденные закрыть свой бизнес. Речь про туристические компании, предприятия общественного питания и т. д.

Несмотря на снижение эпидемической опасности, новые вызовы лишь подстегнули значимость защиты ИТ-инфраструктуры. Прежде всего, речь про вопросы информационной безопасности. К сожалению, атаки на критическую инфраструктуру в последнее время существенно активизировались, став по сути беспрерывными. Это перестало быть чем-то криминальным во всем мире, наоборот — подобное активно поощряется. Шансов, что в ближайшее время что-то поменяется, крайне мало. По факту мы живем сегодня в условиях тотального пентеста, когда талантливые хакеры со всего мира соревнуются в возможности обрушить нашу ИТ-инфраструктуру. Замечу, что в массе своей, мы, как страна, с этим вызовом до настоящего времени пока успешно справляемся.

Еще один тренд — начали выстреливать проекты с миграциями с западных решений на российскую инфраструктуру. Это, безусловно, позитивный момент. Такие проекты развиваются, что не может не радовать. Кажется, предприниматели наконец-то поняли, что там, где ты ведешь бизнес, и нужно держать свои технологические ресурсы.

Где родился, там и пригодился

Периодически в прессе появляются материалы о том, что отечественный бизнес стал массово переносить свои технические активы в страны СНГ, в частности в Казахстан, Узбекистан, Киргизию. Я не согласен с подобными утверждениями. Это далеко не массовая история. В Казахстане для их уровня экономики недостаточно современных облачных сервисов. Приход российских компаний на локальный рынок, безусловно, может способствовать развитию региона, но я бы не сказал, что это, с другой стороны, как-то негативно повлияет на российскую ИТ-сферу. Возможно, кто-то из отечественных игроков резервирует свои технические мощности на их стороне, просчитывая риски, но не более того.

Есть мнение, что через два года ИТ-рынок Казахстана, вероятнее всего, догонит, а может и перегонит по своим размерам российский. Лично для меня это звучит как фантастика!

С другой стороны, речь может идти про эффект низкой базы. Например, была у вас одна заявка на хранение данных, а с приходом новых игроков заявок стало на семь больше. Вот тебе и кратный рост рынка. При этом, казахстанский рынок в принципе не может выровняться до российского. Достаточно посмотреть на размер ВВП, на численность проживающих в наших странах граждан, и все станет понятно. Несмотря на размеры, Казахстан не густонаселен. И не так много там пока по-настоящему глобальных бизнесов.

Лишения без решения?

Сегодня довольно много говорят про существующий и последующий дефицит технологического оборудования. Определенная проблематика, безусловно, есть, поскольку практически все сетевое, серверное оборудование, безопасность — все это под санкциями. Формально оно не может поставляться в Россию. Особенно для крупных заказчиков, привыкших к формализации процессов закупок и работе с крупными поставщиками — это вызов.

Необходимо максимально быстро менять подходы и бизнес-процессы. Например, речь про лизинговые программы, отсрочку платежей, финансовые условия поставок, все это необходимо корректировать с учетом текущей ситуации. Клиентам приходится взаимодействовать с новыми, небольшими по меркам федеральных компаний поставщиками, работающими в условиях параллельного импорта. Это, конечно же, увеличивает определенные риски и требует гибкости в процессах, но, повторюсь, это вполне работает. Нельзя это игнорировать.

В целом отмечу, что, на мой взгляд, глобальной проблемы с технологическим оборудованием нет. Если раньше все завозилось через двух-трех дистрибьюторов, поставки и цены жестко контролировались производителями, то сейчас возникли сотни маленьких поставщиков из разных стран — вместо двух больших труб используется много маленьких, но общий поток пока не уменьшается, если даже не увеличивается.

Про свет в конце тоннеля

Мы находимся в такой индустрии, которая росла в последние два кризиса несмотря ни на что. Изменился спрос, характер спроса, но требования к ИТ-ресурсам так или иначе сохранились, даже выросли.

Несмотря на определенное снижение ВВП в начале 2022 года, менее драматичное, чем прогнозировали экономисты, отечественная экономика успешно адаптируется. Заметны позитивные изменения в промышленном секторе. И это хорошо, поскольку производство и потребление произведенного в стране товара дает мультипликативный эффект. Заплатив условные 100 рублей за что-то сделанное в России, тем самым обеспечивается выручка для 8-10 смежных производств, вовлеченных в цепочку поставок данного товара. Один раз заплаченные деньги отрабатывают в экономике много раз. В отличие от импортоориентированной экономики, когда ты покупаешь что-то привезенное извне, отдавая тем самым значительную часть финансовых ресурсов другой стране. Эти деньги не будут работать в экономике России, не будут генерировать выручку у других компаний.

На мой взгляд, структура экономики страны меняется, причем меняется в более устойчивую и позитивную сторону. Думаю, что и в этот кризис мы как отрасль вырастем.

Когда я пришел в хостинговую индустрию в 2009 году, мне уже тогда сказали, что хостингу как бизнесу осталось совсем недолго — он умирает. Тем не менее, хостинг как услуга спустя 15 лет продолжает расти. Людям нужны вычислительные ресурсы, хостинг сайтов, нужно регистрировать домены и т. д. Все это продолжается и остается востребованным.

С технологической точки зрения еще 5 лет назад это был достаточно архаичный бизнес: купил сервер, распилил его на 200 виртуальных машин и продал это в розницу при фиксированной конфигурации с приемлемой маржой.

Сейчас технологически, конечно же, это стало сильно сложнее. Это уже облачные кластеры, системы хранения, оркестраторы, которые всем этим управляют... Но как услуга это почти то же самое. Людям нужна возможность разместить и запустить веб-проект. И если раньше это были сайты, то сейчас это могут быть порталы, приложения, в том числе мобильные. Любой фронтенд, которым люди пользуются и которому требуется быстрый отклик и безопасность. И это все сейчас активно развивается. Поэтому можно говорить, что хостинг просто трансформировался в облака, впитав в себя все новые технологии.

Back to the Future

Несколько лет назад ряд экспертов среди ключевых трендов развития ИТ-отрасли выделяли направления информационной безопасности, облачные вычисления, решения Интернета вещей, виртуализацию, ИИ и все, что связано с полупроводниками.

По прошествии времени можно уверенно сказать, что тренд, связанный с безопасностью, выстрелил в 2022 году в полной мере. Не зря эта история развивалась. Она себя полностью оправдала. И несмотря ни на что мы как страна зашли в эту кризисную историю и достаточно достойно из нее выруливаем. Все остальное сместилось в область замещения. Даже не импортозамещения, а замещение продукции из недружественных стран. Это стало серьезным вызовом. По разным оценкам, около 20% ПО в стране можно считать собственным. Все остальное было так или иначе иностранным. И это теперь огромный потенциал для нашего развития.

Раньше нам все время говорили: «Не делайте продукт для локального рынка. Он ограничен. Делайте глобальные проекты, поскольку мировой рынок кратко больше рынка национального». И я, признаться, разделял эту точку зрения. Но время все расставило по местам. По некоторым направлениям наш рынок огромен. И этого хватило не только бы на развитие внутри, но и на внешнюю экспансию.

Сегодня, я считаю, имеет смысл создавать свой, большой, хороший, отечественный продукт, и уже после этого в мире найдутся желающие его купить. Здесь мы видим массу историй, когда появляются огромные ниши. Я наблюдаю за медийными направлениями, например, и вижу, что тот же RuTube увеличил свой охват в несколько раз за последний год.

При этом из общения с представителями телеком-бизнеса можно сделать вывод, до 80% трафика у них по-прежнему YouTube. И это огромный потенциал для отечественных игроков, того же RuTube, VK, Yappy и других площадок.

В то же время шанс того, что YouTube в России в ближайшее время закроют, минимален. Сегодня еще нет инфраструктуры такого уровня, которая могла бы заменить YouTube. Безусловно, вы можете возразить, вспомнив про запрет в России Facebook и Instagram. Но аудитория этих площадок не идет ни в какое сравнение с числом пользователей VK. У ВКонтакте число пользователей в России на порядки больше. Отключение Facebook не вызвало вообще никаких заметных изменений с точки зрения использования VPN и т. д. Всплеск был, но относительно небольшой. Аудитория частично переместилась в VK, а большинство и без того там сидело.

В случае с YouTube ситуация абсолютно диаметральная. Площадка — совершенный доминант на нашем рынке. И похожие локальные сервисы только растут — это и Дзен, и VK, и RuTube. Но по масштабу они сильно-сильно меньше. И если сейчас одномоментно выключить CDN-инфраструктуру YouTube, тотчас забьются апстримы, поскольку пользователи бросятся качать тяжелый видеотрафик из-за рубежа, да еще и через VPN. Соотношение входящего трафика на зарубежных каналах может подскочить у провайдеров в сотни раз. Из-за резко возросшей нагрузки видеосервисы перестанут работать корректно, следом упадут VPN-сервисы, поскольку к любителям читать ленту Facebook резко добавятся любители «видюшек» из YouTube. И снова шансов выдержать кратно возросшую нагрузку минимум.

Тем не менее, если развитие отечественных видеосервисов продолжится, а аудитория постепенно мигрирует на инфраструктуру ВК, ОК, Дзен, RuTube, то значимость YouTube в России будет постепенно снижаться. В общем, лучше дождаться органического развития ситуации с учетом новых приоритетов, чем работать рубильником.

От монолита к собственным микросервисам

На горизонте двух лет нам как ИТ-отрасли предстоит огромная работа. Речь про все, что связано с замещением. Это не только серверы, что актуально для нашей индустрии. Пользователи озабочены вовсе не серверами. Они прежде всего думают о сохранении работоспособности развернутых ранее программных решений. Например, из России ушла SAP, и теперь у бизнеса не только задача обеспечить работоспособность ее решений самостоятельно, но и заменить в самое ближайшее время на отечественные продукты или на собственные решения.

Верхушка айсберга выглядит как монолитный софт уровня SAP, Oracle, Microsoft, который требует и поддержки, и замены, что само по себе большая задача. Но под этим огромная «юбка» из систем виртуализации, систем хранения данных, оркестрации и прочего. В этом смысле нас теперь меньше заботят вопросы, связанные с такими инновациями, как Интернет вещей. В головах управленцев в полный рост стоят вопросы, связанные с нейтрализацией рисков того, что однажды твою ИТ-систему просто выключат. Мне кажется, минимум на ближайшие два-три года всему рынку в плане этих вопросов будет чем заниматься.

Порой я вижу примеры того, как крупные заказчики внедряют громоздкие монолитные ИТ-системы уровня SAP, Oracle и т. п. Как тяжело они иногда интегрируются, с какими сложностями все это связано и сколько все это стоит! И вот я думаю, а стоила игра свеч? Иногда что-то написанное самостоятельно в компании работает настолько четко, безукоризненно и проще, а большое и дорогое вызывает зубную боль и бессонницу, и все сомнения рассеиваются.

Сегодня все больше очевиден тренд на создание микросервисов, поскольку они более гибкие и функциональные. Та же система «ВкусВилл» сделана на миксе электронной почты и «1С». Это дешевле, быстрее, адаптивнее. И это работает. Эффективнейшим образом работает, и это невероятно!

Константин Анисимов, генеральный директор “Русоникс”