Сегодня практически каждая корпоративная организация переживает цифровую трансформацию, изменяя бизнес-процессы для повышения эффективности и удовлетворения потребностей клиентов. Создание формализованной программы API является неотъемлемой частью цифровой трансформации. О том, что нужно сделать, чтобы перейти к успешному бизнесу, основанному на API, на портале TechBeacon рассказывает Ракшит Рао, соучредитель и генеральный директор компании APIwiz.

Во-первых, давайте рассмотрим растущую потребность в API. Все более широкое использование ПО как сервиса привело к изменению парадигмы корпоративной инфраструктуры. Вместо монолитной архитектуры с централизованными бизнес-процессами компании переходят на микросервисы, которые можно добавлять по мере необходимости. Развертывание микросервисов обеспечивает бóльшую гибкость, но в этой модели каждому сервису — отдельный API. Организации, внедряющие микросервисы для обеспечения цифровой трансформации, уже сталкиваются с проблемой разрастания API, когда распространение API происходит без заботы о согласованности, соответствии нормативным требованиям или управлении.

Компании, применяющие подход, ориентированный на API, получают многочисленные преимущества, такие как повышение гибкости, упрощение интеграции и сокращение времени выхода на рынок. Однако его внедрение должно быть спланировано, чтобы максимизировать преимущества и предотвратить разрастание API. Чтобы добиться успеха корпоративные организации должны выполнить пять ключевых шагов:

1. Заручитесь спонсорской поддержкой руководства

Слишком часто корпоративная программа API начинается с того, что перед ИТ-персоналом ставится задача интегрировать существующие системы — для размещения удаленных сотрудников, поддержки мобильных приложений или по какой-либо другой причине. В таких случаях организации применяют подход «снизу вверх», чтобы удовлетворить насущные потребности партнеров или решить актуальную внутреннюю проблему.

Хотя ИТ-отдел может дать старт реализации стратегии API, для достижения долгосрочного эффекта потребуется спонсорская поддержка руководства. Без нее ресурсы и бюджет API будут сильно ограничены.

Управление API важно для организации лишь настолько, насколько важны другие высокоприоритетные инициативы, лежащие в его основе. Без поддержки высшего руководства API становятся зоной ответственности всего нескольких сотрудников, финансирование прекращается, возникают несогласованность и хаос.

2. Установите четкие цели

Любая программа API нуждается в четком наборе целей. Иначе развитие API будет определяться повседневными потребностями без учета долгосрочных планов. Наличие централизованного плана API даст лицам, принимающим решения, параметры и метрики, необходимые для того, чтобы направлять развитие API как на достижение краткосрочных целей, так и на решение долгосрочных задач.

Любая программа API должна иметь руководящие принципы для достижения установленных целей. К ним могут относиться:

  • поддержание портфеля цифровых возможностей для обеспечения рыночной гибкости;
  • ускорение реализации мобильной стратегии для обеспечения доступности данных и удаленных сервисов;
  • создание многоканального клиентского опыта за рамками веб-доступа и мобильных устройств;
  • использование API для преобразования партнерских интеграций, повышения эффективности и высвобождения ресурсов;
  • снижение технических барьеров за счет технологических и бизнес-инноваций, обеспечивающих создание новых решений;
  • устранение разрозненности данных между внутренними подразделениями за счет модернизации операционной модели и совместного использования цифровых возможностей;
  • сокращение объема кода, необходимого для автоматизации и создания решений;
  • привлечение большего числа партнеров (включая конкурентов) за счет предоставления им возможности создания одного или нескольких API;
  • сокращение оттока клиентов и увеличение косвенного дохода за счет модели подписки на API.

Организация должна установить четкие цели для своей программы API и регулярно пересматривать эти цели для обеспечения соответствия видению организации. Она также должна регулярно сообщать об этих целях на собраниях и через интернет-ресурсы и отслеживать выполнение ключевых показателей эффективности (KPI), чтобы каждый чувствовал свою причастность к стратегии API.

С этой целью организации могут рассмотреть возможность внедрения платформы управления жизненным циклом API, чтобы обеспечить основу для разработки API. Правильное ПО поможет поддерживать развитие API на должном уровне, привести API в соответствие с меняющейся стратегией компании и облегчить обмен информацией и ресурсами с партнерами и заинтересованными сторонами.

3. Обеспечьте согласованность

Для поддержания работы, ориентированной на API, требуется управление. Это не обязательно означает жесткий набор правил и процессов. Даже минимальная степень управления будет способствовать согласованности API в организации. Любой набор правил API должен обладать достаточной гибкостью, чтобы поддерживать требования, которые меняются со временем.

Эффективная программа управления API должна включать в себя:

  • повторяющиеся процессы и повторно используемые инструменты для разработки API;
  • самостоятельное обучение, обучение в реальном времени и другие средства для распространения знаний об API в масштабах организации;
  • каталог API, который предоставляет пользователям доступ к ресурсам, необходимым им для создания собственных API;
  • четко определенные стандарты, протоколы и образцы API в руководстве по стилю с автоматизированным применением правил линтинга;
  • автоматизированное тестирование каждого API в каталоге.

Некоторые организации централизуют управление API, передавая его одной команде, например, центру передового опыта (CoE). Более крупные организации часто организовывают управление в рамках одной группы, а затем запускают программу федеративных коучей API для масштабирования управления по всей компании. При федеративном управлении такие коучи присутствуют в конкретных бизнес-подразделениях. Центральная группа управления API работает с ними, чтобы получать информацию и вносить улучшения, обеспечивая при этом согласованность API.

4. Примите модель доставки, ориентированную на продукт

Большинство проектов по разработке API имеют фиксированные сроки и бюджет. Хотя они могут решать сиюминутные проблемы, такой подход ограничивает возможности адаптации API для будущих потребностей. Использование модели поставки, ориентированной на продукт, позволяет API развиваться и изменяться по мере необходимости.

При подходе, ориентированном на продукт (в отличие от подхода, ориентированного на проект), API получают постоянную поддержку. Их бюджет варьируется, а сами они ориентированы на результат. Поэтому они продвигаются как продукт, чтобы стимулировать многократное использование, и постоянно адаптируются для удовлетворения меняющихся потребностей клиентов. Подход к API, основанный на продукте, также обеспечивает владение продуктом; выделенная команда сосредоточена только на разработке API. При этом менеджеры по продуктам и команда разработчиков согласовывают каждый API и решение, которое он будет поддерживать.

Отношение к API как к продукту требует от команд мыслить шире, чем просто разработка API для решения реальных бизнес-проблем. Доставка API как продукта требует выявления и оценки потребностей заинтересованных сторон, предоставления API для удовлетворения этих потребностей и получения обратной связи для постоянного улучшения.

5. Сосредоточьтесь на внедрении API-ориентированного подхода

Программа API ничего не стоит без адаптации и внедрения. Благодаря этому разработчикам не будут тратить время и ресурсы на API, которые редко или никогда не используются. При этом требуются четкий процесса внедрения и надлежащая документация, важность которой часто упускается из виду. Хорошая документация необходима для того, чтобы разработчики понимали, что собственно предлагает API. Разработчикам также нужны немедленные результаты. Четкий процесс внедрения гарантирует, что разработчики смогут быстро приступить к работе. Пошаговая инструкция «как начать работу» облегчает им опробование новых API.

Принятие подхода к цифровой трансформации с использованием API — один из лучших способов сохранить гибкость и масштабируемость бизнеса. Однако реализация любой стратегии API требует правильных инструментов и подходов, чтобы стимулировать команды к внедрению и поддержанию лучших практик.