Расширяющийся спектр угроз и новые регуляторные требования к информационной безопасности увеличивают важность корпоративного кибербеза для отечественных организаций. Новый софт, «железо», процессы и бизнес-практики — российские CISO вынуждены имплементировать это многообразие сущностей в работу отдела. Часто их «приземление» происходит имеющимися ресурсами, без расширения численности сотрудников.

Учитывая общий дефицит ИБ-специалистов и растущую конкуренцию, тенденция сохранится по крайней мере в среднесрочной перспективе. Другими словами, потребность делать больше прежним количеством рабочих рук станет трендом как минимум на ближайшие пару лет. На этом фоне идея автоматизации ИБ выглядит разумной и логичной.

В данной статье мы рассмотрим процессы, перспективные с точки зрения автоматизации, и проанализируем, как выгода от ее внедрения повлияет на работу корпоративной ИБ и смежных функций.

Админы без рутины

Золотое правило существования и развития ИБ в условиях дефицита средств для реализации — минимум усилий для максимального результата — отлично работает и при выборе сегментов ИБ-функции, которые можно назвать кандидатами на автоматизацию. По нашему опыту, есть как минимум пять направлений, где автоматизация не только сэкономит время и силы сотрудников ИБ-департамента, но и принесет выгоду, очевидную не только CISO.

Управление доступом

До определенного времени особой необходимости автоматизировать эту функцию не было. Более того, работать с «учетками» в ручном режиме было даже удобнее: сотрудник пришел с запросом — и прямо в его присутствии можно завести новую «учетку», дать дополнительные права или отозвать их. Проблемы с ручным управлением учетными записями начинаются с увеличением численности сотрудников в организации, с появлением подрядчиков, а также с ростом количества информационных систем, в которых сотрудники работают. Тут несколько вариантов решений.

Первый — внедрить решение класса PAM (privilege access management). Посредством PAM можно не только управлять правами каждого пользователя, но и задавать сроки, в течение которых права будут действовать. Такая автоматизация исключит истории, когда, например, у представителя компании-подрядчика остается доступ к информационным системам заказчика из-за человеческого фактора, когда админы клиента просто забыли отключить «учетку». Очевидно, такая автоматизация помогает минимизировать возможность утечек — по крайней мере по каналу привилегированных учетных записей.

Применение IdM, или Identity Management — это дальнейшее развитие идеи автоматизации для управления учетными записями. IdM управляет правами на основе ролей конкретных сотрудников и паттернов, этим ролям присущих. Суть применения IdM для автоматизации — в том, что система консолидирует на себе распоряжение учетными записями всего многообразия информационных систем, которые используются в компании. Это уменьшает затраты на распределение ролей, и на их администрирование, а также минимизирует человеческий фактор. Например, она может использовать двух- или трехфакторную аутентификацию и тем самым не только исключить риски компрометации паролей, но и лишить смысла любые попытки хакеров применять скомпрометированные пароли.

Мониторинг логов

Потребность в автоматизации этой задачи напрямую связана с ростом количества информационных систем, которые ИБ-подразделению следует держать на контроле. Пока таких систем 2-3, смотреть логи не проблема. Но когда число бизнес-приложений в компании переваливает за десяток, а к ним добавляются логи со средств защиты информации и с множества пользовательских устройств, вовремя выловить из потока событий признаки инцидента малореально.

Поможет либо специализированный сервер по аналитике логов типа Logstash, либо полноценная SIEM, либо внешний или внутренний Security Operation Center. SOC в рамках данной задачи представляет собой вершину автоматизации. Он выявляет ИБ-инцидент, указывает на него группе реагирования, собирает цифровые улики, создает отчет и формирует пакет данных для отправки данных в ФинЦЕРТ, ГосСОПКА, НКЦКИ.

Платформа управления безопасностью

Первым и наиболее рациональным шагом к автоматизации управления корпоративной ИБ-функции станет ITSM, она же IT Service Management. Удивительно, но в 2023 году тикетная система для ИБ отсутствует более чем в половине компаний, с которыми мы имели дело; хотя именно она закладывает основу для сопровождения ИБ-инцидентов в рамках их жизненного цикла.

«Измеряешь — значит, контролируешь» — это про ITSM. Встроенная аналитика открывает перед CISO целое поле неожиданных открытий, которые ранее выпадали из его фокуса по причине трудоемкости анализа. Какие затраты ИБ-отдел несет для ликвидации конкретного инцидента? Насколько быстро департамент реагирует на ИБ-происшествия? Высока ли нагрузка на сотрудников? «Бьется» ли реальный спектр киберугроз с представлениями в голове ИБ-директора? И, наконец, какой объем средств тратится на лишние активности в рамках корпоративной ИБ-функции?

Наиболее широкие на данный момент возможности автоматизации аккумулируют в себе решения класса Security Governance, Risk, Compliance, или SGRC. Это достаточно дорогая система. Она показана к применению организациями со зрелым подходом к информационной безопасности, где на уровне акционеров есть понимание: инвестиции в приобретение и настройку такой платформы окажутся более скромными, чем реальный ущерб от хакерской атаки как таковой, от общественного резонанса по ее поводу (когда о взломе напишут деловые СМИ) и от взысканий со стороны регулятора.

Интеграция SGRC — это настоящий вызов не только для CISO, но и для подрядчика, который берет часть усилий по внедрению на себя. Однако главный бенефит — устойчивая «вертикаль кибербеза» — совершенно точно того стоит. SGRC помимо комплексного управления безопасностью автоматизирует анализ состояния ИБ-функции на соответствие актуальным требованиям регуляторов, указывает на необходимость доработок, рассчитывает трудозатраты на эти доработки и констатирует, что улучшения, предписанные аудитором, были выполнены. Грамотная настройка SGRC экономит ИБ-директору примерно 80% трудозатрат на рутинные операции, а также заботится об отсутствии белых пятен в работе ИБ-подразделения.

Обучение и повышение осведомленности

Одна из базовых функций в российских ИБ-реалиях остается на правах «бедной родственницы». Ее либо инициируют по остаточному принципу, либо делают формальностью. Между тем, есть данные, что человеческий фактор становится причиной 85% успешных кибератак. Поэтому правильная автоматизация процессов осведомленности действительно имеет шансы оказаться эффективной при достаточно скромных трудозатратах.

Возьмите в союзники HR-отдел и примените для обучения информационную систему корпоративного университета. Она позволит отказаться от вебинара в пользу онлайн-курса, чтобы дать сотрудникам возможность получить знания тогда, когда им это удобно. Она напомнит о необходимости пройти обучение тем, кто относится к нему слишком легкомысленно. Она реализует механику геймификации и позволит определить самых «подкованных» в ИБ сотрудников. В конце концов, она аккумулирует в себе материалы и сведения, с которыми HR-департамент будет знакомить новичков при выходе на работу.

Для CISO и не только

Последствия от автоматизации — даром, что реализуется она по инициативе CISO — распространяются далеко за пределы ведомства ИБ-директора. С этих позиций внедрение решений, которые берут на себя часть рутины, — существенный фактор, влияющий на деловое окружение огромного количества выгодоприобретателей.

Посчитаем вместе. Первая категория бенефициаров ИБ-автоматизации — конечно, владельцы бизнеса: с их точки зрения инвестиции в отдельные решения отобьются при первом серьезном инциденте. Накануне практически неминуемого введения оборотных штрафов за утечку персональных данных даже развертывание довольно дорогого решения смотрится целесообразно именно с экономической точки зрения.

Вторая категория — финансовый директор, который в силу специфики отечественного бизнеса почти всегда второе лицо в компании. Он оценит снижение стоимости владения корпоративным кибербезом за счет консолидации ИБ-функций в нескольких решениях-«комбайнах» (как SGRC) и перевод капитальных затрат в операционные (при использовании SOC для выявления инцидентов), а также позитивно воспримет отсутствие необходимости нанимать дорожающих ИБ-специалистов.

Третий — глава юридической службы. Его интерес — поддерживать корпоративную ИБ-функцию с точки зрения соответствия нормам права и требованиям регуляторов. И, конечно, управлять готовностью компании к прохождению проверок и аудитов.

Четвертый бенефициар — это HR-директор. Автоматизация проверки киберграмотности посредством корпоративного университета даст ему возможность ввести в бизнес-обиход метрику «успеваемости» сотрудников по части как коллектив проходит обучение по корпоративному кибербезу. Кто знает, возможно, именно эта метрика станет частью новой корпоративной системы KPI.

А что же CISO? Его задача — увлекаясь автоматизацией процессов, не забыть про собственную роль реального «трансформатора» процессов своего отдела и смежных департаментов. Впрочем, сама по себе глобальность задачи по автоматизации в случае ее успешного решения вряд ли позволит ИБ-директору забыть о благах, которые его решения привнесли в работу смежных структурных подразделений.

Александр Зубриков, генеральный директор ITGLOBAL.COM Security