Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил влияние платформенной экономики на бизнес-процессы российских организаций. Цифровые экосистемы и платформы стали неотъемлемой частью современной экономики. Вокруг них формируются новые рынки и способы взаимодействия, они способствуют усилению инновационной активности, становятся одним из ключевых факторов успеха предпринимательской деятельности. Благодаря платформенным инструментам организации оптимизируют бизнес-процессы, повышают скорость принятия решений и сокращают издержки. О значимости цифровых экосистем и платформ свидетельствует уровень их востребованности в экономике, что подтверждается результатами проведенного обследования.

Далее приведены результаты обследования более 350 организаций — пользователей цифровых экосистем и платформ, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в конце 2022 г. в рамках научно-исследовательской работы «Исследование рынка цифровых экосистем и платформ» по заказу ПАО «Ростелеком».

78% обследованных организаций оптимизируют свои бизнес-процессы, используя цифровые экосистемы и платформы. Конкуренция производителей товаров и услуг сместилась в цифровое пространство, трансформировалась за счет быстрого доступа к широкой аудитории потребителей. Благодаря сетевым эффектам повышается прозрачность коммуникации с клиентами (на это указали 61% организаций), сокращаются затраты на решение бизнес-задач (56%). Использование цифровых платформ и экосистем также помогает следовать актуальным тенденциям (60%), позволяет снизить издержки (49%), повысить доход (44%) и увеличить приток клиентов (42%).

80% обследованных организаций используют цифровые платформы для взаимодействия с поставщиками и партнерами; активно взаимодействуют с органами государственной власти (73%). Почти половина компаний с помощью цифровых платформ участвуют в госзакупках, 43% — рекламируют товары и/или услуги и оказывают услуги другим организациям, 40% — предоставляют услуги населению.

92% обследованных организаций используют цифровые платформы для подбора персонала. Руководители организаций отмечают, что возможность использования цифровых технологий в HR-области делает подбор кадров максимально эффективным и быстрым. Каждая шестая компания задействует их для управления персоналом, 10% — применяют профессиональные цифровые платформы для коллаборации и сотрудничества.

В последнее время получили развитие краудсорсинговые платформы, реализующие онлайн-сервисы для делегирования различных рабочих задач профессиональным исполнителям без заключения с ними субподрядного трудового договора, с тем чтобы задействовать их знания, опыт и творческие способности. Краудсорсинговые платформы постоянно используют для делегирования тех или иных задач субподрядчикам 10% опрошенных организаций.

57% обследованных организаций — пользователей цифровых экосистем и платформ создают собственные платформы. Две трети организаций используют их для доступа к товарам и услугам, а чуть более половины — для доступа к общей информации или контенту. Каждая пятая компания с помощью собственных цифровых платформ обеспечивает доступ к открытой личной информации, повышая лояльность клиентов.

Что касается направлений применения собственных цифровых платформ, большинство используют их только внутри организации, а также для В2В взаимодействия, чуть меньше — для В2С коммуникаций.

В текущей экономической ситуации организациями широко востребованы цифровые платформы для доступа к товарам и услугам (продажи, шеринг). Применение цифровых платформ позволяет получать бо́льшие конкурентные преимущества, снижать транзакционные издержки, упрощает взаимодействие между продавцами, поставщиками и покупателями, исключая из этого процесса посредников.

Понимая эти преимущества, 74% организаций, не использующих в настоящее время цифровые платформы для доступа к товарам и услугам, планируют начать развивать свой бизнес на маркетплейсах и агрегаторах услуг в ближайшей перспективе (рис. 5). Почти столько же организаций (73%) собираются оптимизировать издержки за счет использования цифровых сервисов доставки, в том числе из торговых точек, а также применять цифровые платформы для шеринга техники или оборудования (72%). Отмечается интерес к сервисам онлайн-торговли с юрлицами и классифайдам: к ним планируют обратиться две трети организаций.

Организации, использующие в бизнес-процессах цифровые экосистемы и платформы, получают целый ряд устойчивых конкурентных преимуществ:

  • рыночные — за счет торговли на маркетплейсах и агрегаторах услуг, получения доступа к широкой потребительской аудитории, прозрачности коммуникаций с поставщиками, партнерами и клиентами;
  • финансовые — за счет сокращения затрат на решение бизнес-задач, снижения издержек и, как следствие, роста доходов;
  • инновационные — цифровые ресурсы помогают следовать актуальным тенденциям, особенно в тех отраслях, где платформы еще не получили широкого распространения;
  • ресурсные — бизнес-пользователи платформенных решений получают доступ к широкому ассортименту товаров/услуг, информационным, финансовым и трудовым ресурсам. Кроме того, понимая большие преимущества использования платформенных решений, многие организации создают собственные (малые) цифровые платформы. Этот элемент бизнес-стратегии становится перспективным инструментом логистики и способом выстраивания коммуникаций с потребителями и поставщиками;
  • управленческие — использование цифровых технологий в HR-области делает подбор персонала максимально эффективным и быстрым, позволяет бизнесу нанимать квалифицированных специалистов на разных этапах работы. Это могут быть сотрудники с большим опытом, топовые и другие профессионалы. Также в текущей экономической ситуации среди российских компаний все более востребованы краудсорсинговые платформы, позволяющие привлекать высококвалифицированных работников не на постоянный трудовой договор, а для выполнения временных и разовых работ.