В настоящее время 90 % всех стартапов в мире имеет отношение к информационным технологиям, но только каждый десятый стартап сможет просуществовать хотя бы год, а на окупаемость и получение прибыли выйдут не более 1-2 %. Что делать, чтобы ИТ-стартап процветал, знает Арман Паримбеков, один из лидеров и вдохновителей стартап-движения в Казахстане. Сегодня Арман с успехом развивает собственный бизнес в США и ведет стартап-проекты в Казахстане в качестве ментора и инвестора.

Вы получили образование в престижном американском университете, работали в крупных компаниях на высоких должностях. Сейчас развиваете свой бизнес в США. Как и почему вы решили заниматься высокорисковыми IT-проектами?

Я считаю, что сегодня именно IT-проекты являются самым быстрым и эффективным инструментом внедрения кардинальных изменений практически в любой сфере человеческой жизни. Когда я выбираю проекты для себя как бизнес-ментора (а иногда и как инвестора), наряду с прибыльностью уделяю большое внимание тому, какие изменения, какую ценность для окружающих несет сам проект. Я уверен, что у ментора, как и у инвестора, должна быть серьезная увлеченность, должны быть энергия и желание уделять значительное время проекту на протяжении нескольких лет.

Например, я уже пятый год являюсь ментором в проекте в области VR-решений для профессиональных тренингов и цифровых образовательных ресурсов. Команда энтузиастов создает VR-симуляции, которые воссоздают реальную среду предстоящей работы. Аудитория тренингов — это прежде всего сотрудники промышленных и сервисных компаний, чья работа связана с опасными условиями, например, строительство, электроэнергетика, сервисные компании, обслуживающие общую и промышленную инфраструктуру. Мне очень нравится и близко в этом проекте, что использование VR-технологий в профессиональном обучении помогает снизить вероятность возникновения ошибок в будущем и, как результат, сократить число несчастных случаев. Я уверен, своей работой ребята спасли уже множество человеческих жизней и продолжат это делать каждый день, пока используются их продукты.

Статистика «выживаемости» стартапов крайне неутешительна. Почему так много стартапов сворачивается? Что, на ваш взгляд, они делают не так?

На этот вопрос тяжело ответить однозначно. Каждый проект по сути уникален в силу не только своей идеи, но и массы других факторов, определяющих успех стартапа как бизнеса. Стартаперы, которые только начинают свой путь, часто думают, что ключевым фактором успеха их проекта является превосходная идея. Но, к сожалению, отличная идея — это далеко не все, что нужно.

Плохое исполнение очень часто является причиной, по которой стартап перестает существовать. Такие проблемы могут проявляться как на начальном этапе, так и в процессе.

Во-первых, отсутствие или недостаточное исследование рынка на начальном этапе перед разработкой проекта может привести к ошибочным предположениям и в итоге к созданию продукта, который будет иметь малый спрос. В процессе разработки недостаток итераций с пользователями также может привести к созданию слабого продукта.

Во-вторых, плохое управление может проявиться в неправильном планировании, найме слабых кадров и неэффективном управлении командой, неправильном распределении финансовых ресурсов. Все это может закончиться задержкой в достижении целей и исчерпанием инвестиций еще до того, как продукт будет готов к следующему раунду финансирования.

В-третьих, часто встречаются такие проблемы, как недостаток фокусировки, переинжиниринг продукта, перфекционизм.

Этот список можно продолжать очень долго.

Задача ментора или бизнес-ангела как раз помочь стартапу избежать подобных проблем.

Поэтому очень часто, когда говорят о начальном финансировании технологического стартапа, упоминают термин smart money. Smart money предполагает, что инвестор, помимо финансовых вложений, привносит в проект свой опыт работы в индустрии, связанный с продуктом или услугой стартапа, либо советы по стратегическому планированию, маркетингу, продажам, управлению и другим аспектам бизнеса, свою сеть контактов, чтобы помочь ему привлечь новых клиентов, партнеров и инвесторов.

На начальном этапе IT-стартапам в идеале не нужны просто деньги, им нужны «умные деньги», т.е. деньги с менторством.

Если говорить о вашей личной статистике, то насколько она отличается? Сколько стартапов, которым вы оказывали поддержку, смогли перейти от стадии младенчества к зрелости? Каков был ваш вклад в эти проекты?

Я думаю, у каждого в начале были проекты, которые по каким-либо причинам не пошли совсем или не добились ожидаемых результатов. Например, в первые годы, когда я начал работать со стартапами, инвестировал в проект по разработке стратегической настольной игры на английском языке для западного рынка. Это был интересный проект, который инициировал очень талантливый молодой человек. Много было проведено работы, планировали выйти на Kickstarter, но в силу ошибок с приоритетами и отставанием от графика из-за чрезмерного желания довести продукт до идеала, вынуждены были закрыть проект.

Но, как и в любом деле, умение приходит с опытом, чтобы достигать успеха нужны пробы и ошибки. Каждый неуспешный проект увеличивает вероятность успеха в будущем. Главное, что ошибки были изучены, уроки вынесены.

Одним из последних успешных проектов, в которых я был бизнес-ангелом (инвестором и ментором), является компания по разработке цифровых образовательных приложений для школьников на нескольких языках на трех платформах (android, iOS, Windows). Мы собрали хорошую команду из талантливых сценаристов, разработчиков, дизайнеров и бизнес-аналитиков. Нашли отличных партнеров для профессионального озвучивания. Проект занял немного дольше чем планировали, но нам удалось запустить продукты и монетизировать их меньше чем за полтора года. Думаю, что в этот раз все было сделано правильно: тайм-менеджмент, подбор персонала и подрядчиков, маркетинг. В итоге компанию успешно продали в прошлом году.

Я подключился к данному проекту практически на начальном этапе, когда в команде был молодой инициатор и двое сотрудников. Помимо своих финансовых вложений, я помогал со стратегическим и финансовым планированием, помогал инициатору с развитием лидерских и коммуникативных навыков, выстроил контакты с потенциальными пользователями для тестирования продуктов и получения отзывов, ну и, конечно, участвовал в переговорах по продаже компании.

Сейчас работаю с тем же фаундером по другому проекту, связанному с разработкой информационной системы для логистических компаний.

И, как я уже упоминал в начале нашего разговора, пятый год являюсь ментором в проекте в области VR-решений для профессиональных тренингов. Проект этот очень успешно развивается и в настоящее время уже сделал серьезные шаги по выходу на глобальные рынки. Сейчас в разработке VR-игра для метавселенной Pico (один из мировых производителей VR-гарнитуры с собственной платформой метавселенной Pico Worlds).

На начальном этапе, как и в других компаниях, я активно участвовал в налаживании эффективного управления и выстраивал сеть полезных контактов как на местном, так и мировом уровне. В настоящее время компания развивается практически самостоятельно, и моя задача — помочь компании выйти на глобальные рынки, в частности, США.

За вашими рекомендациями стоит большой опыт, полученный на практике. Этот опыт лег в основу стартап-акселератора QuickStart, создание и развитие которого вы курировали в Nazarbayev University. Насколько успешен этот проект?

На самом деле, я очень горжусь причастностью к Nazarbayev University, тем доверием, которое мне оказало руководство университета в реализации инициатив, включая стартап акселератор QuickStart, и благодарен возможности поработать с очень сильной командой, которая и сегодня продолжает вводить новые инициативы, направленные на помощь молодым предпринимателям как из Университета Назарбаева, так и из всего Казахстана. С первого набора стартап-акселератор QuickStart прошло больше шести лет и время показало, что это действительно качественная акселерационная программа. За это время порядка 100 технологических стартапов получили путевку в жизнь благодаря QuickStart. Чтобы попасть в акселерацию, надо соответствовать ряду условий, например, иметь проект на стадии MVP и подтвердить спрос. Также важным требованием является хорошее знание английского языка как минимум одним членом команды и умение презентовать проект на английском языке. Это было сделано исходя из понимания, что проекты должны быть масштабируемыми и быть ориентированы на глобальные рынки с потенциально высоким профитом для венчурных инвесторов. Мы создавали стартап-акселератор с миссией стать важной частью стартап-экосистемы не только в Казахстане, но и с ориентацией на страны ближнего зарубежья, поэтому было важно не ограничиваться только командами из Казахстана. На акселерационные сессии принимаются заявки участников и из других стран.

Акселерационная программа QuickStart действительно очень интенсивная и насыщенная: в течение десяти недель прошедшие отбор участники проходят тренинги под руководством опытных экспертов, разбирают такие важные бизнес-аспекты, как исследования рынка, маркетинг, юнит-экономика, фандрейзинг.

Конечно, не любая команда может самостоятельно вывести свой проект на стадию MVP, поэтому для проектов на более ранних стадиях есть программа ABC INCUBATION, она тоже показала свою эффективность.

Сейчас вы активно работаете на американском рынке, развиваете свой проект. Планируете ли вы реализовать технологические рисковые проекты в США?

В настоящее время я проживаю в штате Флорида, США и являюсь членом ассоциации South Florida Tech Hub, в члены которой входят крупные технологические компании, стартапы, предприниматели, инвесторы и бизнес-менторы. Также я активно посещаю многочисленные мероприятия, на которых стартапы презентуют свои проекты. В целом пытаюсь стать активным членом местного стартап-сообщества. В ближайшем будущем, я планирую открыть местные офисы тех казахстанских IT-проектов, в которых уже участвую. Конечно, есть и идеи для развития технологических стартапов в США.