НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:
Облака: вчера, сегодня, завтра
GoCloud 2024, конференция крупнейшего российского облачного провайдера Cloud.ru, привлекла внимание многих участников …
Сетевые фильтры Powercom: оптимальная защита вашей электроники
Сложно представить себе современную квартиру или офис без большого количества электрических розеток. Их всегда …
МТС запустил сервис для работы с документами SmartDocs
ПАО «МТС» цифровая экосистема, объявила о запуске сервиса SmartDocs. Новое решение повысит эффективность …
«Нейронные сети и машинное обучение приведут к ускорению развития»: ведущий IT-эксперт Аралтан Горяев оценивает будущее индустрии
Недавно в Дубае на Всемирном правительственном саммите один из крупнейших предпринимателей заявил …
Корпоративная мобильность: тренды, подходы, реализация
Возможность мобильной работы с документами удобна для сотрудников, но также экономически выгодна компании …
 

Павел Кровяков: «Сегодня ИТ-специалисты — самая востребованная профессия в мире»

Юрий Николаев | 06.04.2023
Руководитель ИТ-проектов национального масштаба, эксперт в области цифровых технологий рассказал о перспективах профессии.

Современный мир сегодня невозможно представить без цифровых технологий. Поэтому спрос на IT-специалистов растет с каждым годом. Однако, дефицит кадров все еще остается одной из главных проблем в этой области. Уже в 2020 году не хватало более 150 тысяч специалистов. Особенно остро недостает профессиональных руководителей, способных взять на себя ответственность за проект и обеспечить его успешную реализацию. Один из таких успешных digital-управленцев — Павел Кровяков, который успешно управлял более 100 проектами в год, среди которых билетная система наземного пассажирского транспорта Москвы, мобильное приложение для пассажиров «Московский транспорт» и система дорожной безопасности «Антисон» и многие другие. О своем опыте управления прорывными технологиями, меняющими отрасль, Павел Кровяков рассказал нашему изданию.

Павел Кровяков

Павел, в связи с востребованностью руководителей проектов в сфере ИТ, сейчас все больше предложений по обучению этой специальности. Как управленец, внедривший большое количество успешных ИТ-решений, как вы считаете, достаточно ли двухмесячных курсов, чтобы курировать большие проекты?

Не думаю. Очень сложно управлять проектами в сфере ИТ без какой-либо технической экспертизы. В этой профессии большое значение имеет специализированное образование. К примеру, я закончил факультет информационных технологий и бизнеса технического университета, получил второе высшее экономическое образование, прошел профессиональную переподготовку по специальности «Компьютерная безопасность» и технологиям и средствам защиты информации, получил международный сертификат профессионального управленца проектов PMP, степень Executive MBA Стокгольмской школы экономики, завершил комплекс курсов по управлению ИТ-услугами, и все равно ежедневно в процессе работы сталкиваюсь с новыми вопросами, обучаюсь на собственном опыте. Поэтому человеку без наличия «твердой» основы будет очень сложно успешно реализовывать специализированные технологические проекты, особенно масштабные и инновационные.

Помимо этого очень важен бэкграунд, практический опыт, который нарабатывается годами. Важно на этапе реализации проекта все пропускать через призму сомнений. Если в самом начале ты выдержал психологически шквал возникающей проблематики, то дальше уже привыкаешь к такому режиму.

При этом хорошо, когда ты и твоя ответственность растет постепенно с масштабом реализуемых проектов. Главное, анализировать опыт и делать правильные выводы, чтобы неприятные ситуации не повторялись. Ну и конечно, важно умение принимать сложные и непопулярные решения. Так что без «боевой» практики не обойтись. Никакие здесь «best practice», «красивые презентации» в школах MBA, «уникальные рецепты» и обсуждения в рабочих кабинетах не работают, все отрабатывается в контексте.

В 24 года вы заняли первую директорскую должность в ИТ-компании. Несмотря на то, что вы стали одним из самых молодых профессиональных руководителей ИТ- проектов в России, не было ли у коллег или заказчиков сомнений в вашей компетентности в силу возраста?

Тема возраста преследует меня на протяжении всей моей карьеры. Были определенные сомнения в моих компетенциях у моих руководителей и акционеров, но люди верили в меня. Чтобы оправдать их доверие, я выкладывался более чем на 100%. И это принесло результаты.

В то время я управлял ИТ-проектом по созданию и внедрению системы класса ERP для крупной российской федеральной аптечной сети Ригла. Мы успешно реализовали этот проект, а многие мои подопечные впоследствии доросли до серьезных управленческих позиций в крупнейших международных ИТ-компаниях.

Помимо профессиональных знаний, какие личные качеств необходимы руководителю ИТ-проектов, чтобы добиться успеха?

Здесь, как и в любой управленческой работе, помогает несколько факторов. Во-первых, это правильное применение в контексте знаний общего менеджмента: навыки планирования, организации работы, мотивации команды, контроля задач и анализа промежуточных результатов; и методологии проектного управления. Этого не умеют делать 99% руководителей со степенями MBA.

Во-вторых, необходимо, чтобы управленец в сфере ИТ обладал совокупностью личных качеств руководителя, таких как: готовность брать на себя ответственность, желание погружаться в реализуемые проекты. Но и при том обязательно наличие технической компетенции, иначе специалисту будет сложно принимать правильные решения в процессе реализации проекта.

В-третьих, важным фактором успеха для руководителя является умение формировать правильную компетентную команду, состоящую из сотрудников, специализированных подрядчиков, вендоров и других партнеров. Нужно стать для них лидером. Без этого будет невозможно реализовать масштабный проект, поскольку порой руководителю приходится координировать работу сотен человек.

Эти навыки пригодились вам, когда вы возглавили ИТ-направление крупнейшей наземной транспортной системы в Европе — «Мосгортранс». Сложно ли было работать в таких масштабах?

Конечно, непросто. В компании числится более 10 тысяч транспортных средств, осуществляется более 800 маршрутов, огромный пассажиропоток — до 5-ти миллионов в день. Но это был новый и интересный для меня опыт. Я начал с внутреннего ИТ-аудита, разработал ИТ-стратегию по цифровой трансформации предприятия, централизовал всю ИТ-работу, сформировал сильную и профессиональную команду экспертов, на мой взгляд, одну из самых сильных в этой сфере. Более 400-сот человек под моим управлением занимались проектами с общим бюджетом до 70 млн долларов в год по развитию и поддержке информационных систем и сервисов, ИТ-инфраструктуры и информационной безопасности.

В целом, по каждому проекту всегда есть два типа сложностей — технические и организационные, которые возникают по двум причинам: внешним и внутренним. С внешними факторами я сталкивался в процессе формирования технических требований под задачи конкретного предприятия. Например, проанализировав различные вендоры программно-аппаратных комплексов видеонаблюдения для возможности подсчета пассажиропотока, мы поняли, что существуют ограничения по точности в зависимости от погоды.

Внутренние сложности возникали в процессе реализации проектов. Это могло быть наличие каких-либо конструктивных ограничений инфраструктуры, большое расстояние между объектами информатизации, «историческая наследственность» с необходимостью бесшовной интеграции.

Павел Кровяков

Вы успешно решили несколько критически важных проблем для транспортной отрасли столицы. В частности, полностью автоматизировали работу диспетчерской службы наземного городского пассажирского транспорта, ежедневный пробег которого более 1 млн км. Почему это было важно?

Когда я возглавил ИТ-структуру компании, то понял, что автоматизированная система предприятия безнадежно устарела. Чтобы контролировать работу предприятия такого масштаба, важно наличие современного ИТ-решения. Ежедневно на линии в городе выпускаются более 8 тыс транспортных средств по более чем 800 маршрутам, перевозящих более 5 млн пассажиров. В течение дня могут перекрывать дороги из-за ремонта, аварий или городских мероприятий. Диспетчеру необходимо в онлайн-режиме оперативно реагировать: запускать резервные маршруты, корректировать временное расписание и доносить информацию до водителя и пассажиров.

Поэтому мы разработали ИТ-решение, которое помогало в автоматическом режиме проводить такое планирование и диспетчеризацию — комплекс систем управления пассажирским транспортом. Мы подключили к данному комплексу более 10 тысяч единиц транспорта, и почти 400 диспетчеров. Это позволило им контролировать движение транспортных средств, оптимизировать маршрутную сеть, в автоматизированном режиме формировать расписания, прогнозировать время прибытия транспортных средств на остановки. Сейчас эта система пилотируется в других регионах России.

Еще одна ваша разработка, которая принципиально повлияла на снижение аварийности на дорогах — ИТ-система мониторинга состояния водителя пассажирского транспорта «Антисон». Ее признали лучшим инновационным проектом, за который вы получили личную благодарность мэра Москвы. В чем уникальность системы?

Уникальность в том, что в мире нет аналогов по масштабу внедрения. Именно поэтому Мосгортранс в 2021 году получил за ее внедрение премию RB Digital Awards 2021 в области логистики. В любом мегаполисе очень активное дорожное движение, соответственно и нагрузка на водителей общественного транспорта высокая. Это ведет к переутомляемости, может приводить к авариям. Наша разработка решает проблему.

ИК-камера ведет постоянный анализ состояния водителя по 60 точкам головы и лица, фиксируя малейшие признаки усталости: потирание глаз, частое или наоборот медленное моргание. А нейросеть анализирует видеопоток, предупреждая диспетчера о признаках переутомления. Инфракрасное излучение камер абсолютно безопасно для водителей. Оно соответствует нормам санпина, что подтверждено многочисленными исследованиями. За первый год использования аварийность снизились на 20% и эта положительная тенденция сохраняется.

Ваши разработки тиражируются не только во многих регионах России, но и за рубежом. Профессия управления проектами в ИТ не имеет границ?

За последние 20 лет на рынке ИТ границы действительно стерлись. Многие российские разработчики удаленно создают проекты для зарубежных ИТ-компаний. И наоборот, иностранные специалисты создают цифровые решения для российского рынка. Эта тенденция появилась во время пандемии.

Сейчас мои клиенты — это компании, которые национальный бизнес масштабируют в международный. Когда они сталкиваются с задачей открытия представительства, склада, производства в новой стране встает вопрос в организации единого защищенного ИТ-пространства. С этой задачей они обращаются ко мне, так как уже знают меня и доверяют как эксперту.

Ваш накопленный уникальный по масштабу опыт в управлении ИТ-проектами, позволяет вам консультировать клиентов как по операционным вопросам управления ИТ, так и стратегического развития. Почему эта услуга так востребована?

У любой компании, даже самой маленькой, должна быть бизнес-стратегия. Это четкое сформулированное видение, куда движется компания, зачем и в какие сроки. Сегодня бизнес в любой сфере невозможен без цифровых технологий, они помогают компаниям двигаться вперед, добиваться конкурентных преимуществ. ИТ-стратегия позволяет компании достигать стратегических бизнес-целей через использование современных решений. Чем крупнее компания, тем больше потребность в таком планировании, так как постоянно увеличивается объем задач и реализуемых проектов. И важно, чтобы информационные технологии опережали, а не наоборот, развитие и масштабирование бизнеса.

Сейчас в связи с оттоком ИТ-специалистов, российский рынок остро нуждается в профессиональных кадрах. Какими компетенциями нужно обладать, чтобы стать успешным кандидатом?

Последние 5 лет в России наблюдается интересная ситуация: работодатели предъявляют завышенные требования к соискателям и годами не могут закрыть вакансии. Кажется, на первый взгляд, что вакансий на рынке много, но нет подходящих кандидатов. Сейчас уже многие поняли, что ждать чуда бесполезно и стали снижать заранее завышенную планку, обучать персонал необходимым навыкам. Поэтому нужно внимательно следить за ситуацией на рынке труда, постоянно обучаться и получать новые компетенции.

За рубежом такие же проблемы, как и в России. Много проектов запущено, не хватает компетентных специалистов и управленцев, тех людей, которые могут реально что-то делать, а не только «рисовать» слайды, совещаться и раздавать бездумные указания. Профессионалов в любой сфере ценят всегда и везде. Потому эксперт в своем деле будет востребован в любой точке мира, главное сфокусироваться и не останавливаться в развитии.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
19 марта (вторник), 11:00 — 14 мая 2024 г. (вторник), 21:00, онлайн
Переход через ноль: какие преимущества даёт российским компаниям замена импортного ПО на отечественное
Недавно Microsoft разослала письма российским компаниям с предупреждением о приостановке доступа к своим …
OPEA: новая инициатива Linux Foundation и ИТ-индустрии в области корпоративного генеративного ИИ
Linux Foundation и ряд крупных технологических компаний объединяются для создания платформ генеративного ИИ …
Преимущества модели NaaS, ориентированной на клиента
Поскольку многие предприятия только начинают осваивать модель «сеть как сервис» (NaaS), сервис-провайдеры могут …
«Нейронные сети и машинное обучение приведут к ускорению развития»: ведущий IT-эксперт Аралтан Горяев оценивает будущее индустрии
Недавно в Дубае на Всемирном правительственном саммите один из крупнейших предпринимателей заявил …
IDC: риск-менеджмент — ключ к успеху бизнеса в эпоху повсеместного ИИ
С точки зрения высшего руководства компании, залог успеха бизнеса — стратегическое управление рисками …