Автоматизация сводит к минимуму необходимость участия человека. В первую очередь она забирает простые, рудиментарные задачи. Однако по мере того, как искусственный интеллект становится все более мощным и универсальным, рабочие места, которые раньше казались защищенными от автоматизации, теперь могут оказаться под угрозой исчезновения — навсегда. Наиболее уязвимые ИТ-специальности обсуждают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

Работодатели могут сэкономить время и деньги, инвестируя в автоматизацию, особенно в сфере ИТ, считает Кевин Бисли, CIO ERP-поставщика VAI. «CIO в настоящее время ищут технологический стек, который повышает эффективность за счет автоматизации, но при этом позволяет ИТ-командам сосредоточиться на инновационных проектах, улучшающих показатели бизнеса», — объясняет он. С другой стороны, по его словам, многие предприятия сталкиваются с нехваткой ИТ-специалистов. Автоматизация может помочь заполнить этот пробел, беря на себя рутинные задачи и позволяя ИТ-руководителям сосредоточиться на имеющихся квалифицированных кадрах без увеличения стоимости рабочей силы.

Вопрос о том, какие рабочие места в ИТ автоматизация устранит следующими, не нов. «Например, за последние несколько лет были автоматизированы многие инструменты, используемые для обслуживания бизнес-приложений и операционного ПО, — говорит Джереми Кушнер, консультант BACS Consulting Group. — Также автоматизированы сетевой мониторинг и оповещение». Теперь, отмечает он, инструменты и алгоритмы машинного обучения открывают новые двери, автоматизируя задачи предиктивного обслуживания сети и обнаружения мошенничества.

Наиболее уязвимые

По словам Олы Чоунинг, партнера исследовательской компании ISG, рабочие места в сфере ИТ, наиболее уязвимые в плане автоматизации, связаны с рутинными операциями, это специалисты служб первой помощи/обслуживания, операторы дата-центров, специалисты по решению технологических проблем и тестировщики ПО. Самое большое преимущество автоматизации — это качество, отмечает она: «В операциях способность учиться на предыдущих аналогичных событиях, анализировать, а затем применять меры, наиболее подходящие для решения проблемы, реализуется гораздо быстрее и надежнее при использовании автоматизации и когнитивных технологий».

По словам Чаунинг, чатботы заменяют многие сервисные службы, а автоматизация на основе ИИ способствует быстрому сокращению рабочих мест агентов служб поддержки. Аналогичным образом, расширение облачной инфраструктуры на уровне предприятия в операциях дата-центров по мониторингу и установке/развертыванию, а также автономизация с помощью ИИ и MО на уровне платформы, особенно в облаке, будет представлять угрозу для многих нынешних специалистов. «Тестировщики столкнутся с сокращением рынка своего труда, поскольку как RPA-подобная автоматизация, так и инструменты автоматизации тестирования на основе ИИ и MО уже применяются к коду олимпиадных задач по программированию с гораздо большей изощренностью и с гораздо большей скоростью и точностью», — считает она.

Разработчики ПО, особенно профессионалы в области веб-разработки или базового кодирования, в ближайшие несколько лет также могут начать замечать, что их рабочие места становятся жертвами автоматизации. «С развитием платформ разработки low-code и no-code, нетехническим пользователям становится все проще создавать веб-сайты и веб-приложения без необходимости иметь специализированные навыки в области ИТ, — говорит Диана Мингельс, руководитель отдела машинного обучения в Kensho Technologies, инновационном ИИ-хабе S&P. — Кроме того, последние достижения в области больших языковых моделей, обученных на огромных объемах общедоступного кода, делают возможным написание кода на основе описания задачи, представленного в форме естественного языка». В качестве примера такого инструмента она указывает на GitHub Copilot.

По словам Кушнера, его фирма недавно использовала ChatGPT для создания и усовершенствования наброска прикладного решения. «После того как ChatGPT создал набросок и наметил ключевые шаги, мы попросили его создать и экспортировать код, что он успешно и сделал, — рассказывает он. — Для этого не потребовался человек с опытом написания скриптов или кодирования — мы смогли справиться с этой задачей силами нетехнического персонала».

Светлая сторона

Хорошая новость об автоматизации заключается в том, что она открывает востребованные вакансии в смежных областях, а также в самой автоматизации. «Для агентов служб технической поддержки и операторов дата-центров умение работать с чатботами или инструментами автоматизации ЦОДов создает отличную возможность для переквалификации, — говорит Чаунинг. — Для этого требуется знание своей текущей роли и дополнительное изучение технологий, которые часто являются простыми технологиями типа „drag-and-drop“; кодирование в большинстве случаев не требуется».

Сама автоматизация как карьерный путь расширяется, замечает она: «Став специалистом в одной области, человеку легче перейти в другую область, и это хорошо, поскольку все эти автоматизированные и когнитивные технологии продолжают охватывать все больше функциональности».

Что на очереди

Сегодня автоматизация нацелена в первую очередь на рутинную работу. «Через несколько лет мы увидим, как автоматизация преобразует высококвалифицированные профессии, такие как инженеры-программисты и специалисты в области науки о данных», — прогнозирует Мингельс.

По ее мнению, в конечном счете ИТ-специалисты сами отвечают за свой рост и развитие: «Мы должны быть хорошо осведомлены и готовы учиться и обучать других, чтобы приспособиться к очень быстро меняющемуся ИТ-ландшафту».

Мингелс считает, что каждое решение об автоматизации должно сопровождаться планом, описывающим, как повысить квалификацию или переквалифицировать существующих работников. Она также считает, что необходимы новые образовательные программы и стратегии, чтобы обучение шло в ногу с изменениями и готовило молодых специалистов с «необходимым арсеналом знаний» для быстро развивающегося рынка труда в сфере ИТ.

Мингельс советует ИТ-специалистам встретить автоматизацию с открытым забралом: «Спросите себя, какой вклад вы можете внести помимо выполнения своих текущих обязанностей?».