Предоставление программного обеспечения для коммуникаций и видеоконференций в качестве сервиса или услуги набирает популярность у бизнеса в последние несколько лет. Простота использования, дополнительное облачное хранилище и более доступная стоимость по сравнению с традиционным приобретением лицензий в постоянное пользование — основные преимущества SaaS. Особенно, с учетом того, что многие иностранные вендоры, которые являются лидерами в сегменте корпоративных коммуникаций — Adobe, Intuit, Zoom, Microsoft — приостановили свою деятельность и продление лицензий в России. Но на рынке появляются и отечественные разработки, которые по большинству параметров не уступают зарубежному ПО.

SaaS относится к бизнес-софту, то есть позволяет решать не инфраструктурные, а бизнес-задачи организации, кроме того — сокращать изначальный бюджет на ИТ и текущие расходы благодаря получению нужных услуг «по необходимости». Это именно та модель использования, которая сейчас пользуется популярностью — эксплуатировать, но не владеть. Поэтому SaaS в настоящий момент востребован больше у представителей малого и среднего бизнеса, у которых нет бюджета на развертывание целостной ИТ-инфраструктуры, но при этом есть потребность в решении некоторых задач. Например, для внедрения CRM, управления кадрами, проведения видеоконференций.

Преимуществом SaaS является оплата услуг «по количеству пользователей», то есть за простаивающие возможности платить не придется. Особенно ценен тот факт, что SaaS-провайдер несет полную ответственность при необходимости масштабирования ПО, например, в случае роста числа пользователей, а также осуществляет техподдержку весь период его жизненного цикла.

Максим Крючков, руководитель направления разработки систем универсальных коммуникаций компании САТЕЛ