Объем средств, похищенных кибермошенниками в России с начала года, достиг почти 5 млрд руб., сообщил руководитель департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров. По его словам, по сравнению со средними значениями прошлого года объем похищенных средств вырос почти на 30%. Рост рынка e-com, санкции, низкая цифровая грамотность, а также психологический фактор в виде стыда из-за того, что человек попался в ловушку злоумышленников, и связанного с этим нежелания — ключевые причины, по которым этот незаконный бизнес продолжает процветать, вопреки принятию мер безопасности регулятором и участниками рынка e-com, считает руководитель CosmoVisa (специализируется на защите потребителей от интернет-мошенников в сегменте электронной торговли) Виктор Смирнов.

Рост числа и объема киберпреступлений сопряжен с ростом рынка e-com. По данным Data Insight, опубликованным в марте 2023 года, общий оборот рынка розничной интернет-торговли в России в 2022 году вырос на 38% год к году, до 6 млрд руб. а число онлайн-заказов в стране выросло еще более высокими темпами — на 65% год к году, почти до 3 млрд. По итогам года аналитики Data Insight ожидают рост объема онлайн-продаж до 7,4 млрд руб., а увеличение числа выполненных заказов — почти 5 млрд руб.

Вторая причина — последствия санкций. Уход известных брендов породил новую волну киберпреступлений. На уловки мошенников — разработчиков фишинговых сайтов или недобросовестных байеров — попадают люди, которые пытаются найти товары ушедших из России брендов или дефицитных товаров.

Третья причина — увеличение активности преступных колл-центров, в том числе находящихся за границей. В мае заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов отмечал, что во всем мире наблюдается рост телефонного мошенничества. Злоумышленники используют CRM-системы для управления звонками и фиксируют в них суммы украденного. Совокупный ущерб от деятельности выявленных Сбером 212 колл-центров, работающих по франшизе, в этом году достиг $100 млн, средний колл-центр похищает $40 тыс. в месяц. Типовой колл-центр совершает 70 тыс. звонков в день и насчитывает до 100 «операторов» в одну смену.

Трудности борьбы с кибер преступностью в основном связаны со множеством факторов:

  • первый — усовершенствование преступных механизмов. Граждане не успевают адаптироваться под преступные схемы;
  • второй — низкая цифровая грамотность, отсутствие знаний по цифровой безопасности;
  • третий — низкая эффективность регулятивных государственных мер. Злоумышленники быстро адаптируются под законодательные ограничения;
  • четвертый — психологическая неустойчивость пострадавших. Мошенники, прежде всего телефонные, зачастую используют агрессивные способы, с которыми человек, ставший объектом атаки, справиться не может.