Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал на основе данных Федерального казначейства масштабы и приоритеты финансирования гражданской науки.

Исследования и разработки в России финансируются в основном из средств федерального бюджета. В 2022 г. объем ассигнований из этого источника составил 631,7 млрд руб., за период с 2010 г. величина показателя достигла максимального значения (рис. 1). За этот период в действующих ценах объем ассигнований на гражданскую науку увеличился в 1,5 раза. В пересчете в постоянные цены (т. е. без учета инфляции) прирост оказался не столь значительным (в 2022 г. +4,6% по сравнению с 2018 г.), в итоге уровень 2010 г. оказался превышен лишь на 1,5%.

Динамика бюджетных ассигнований на гражданскую науку опережала темпы роста расходов федерального бюджета в целом даже на фоне непростой экономической ситуации последних лет. По плану на 2023 г. на фундаментальные и прикладные исследования гражданского назначения предполагается выделить 3,1% федерального бюджета (705,9 млрд руб. в действующих ценах), что говорит о расширении масштабов государственной поддержки науки. Впервые такое значение показателя в качестве целевого было установлено еще в 1996 г. (Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. № 36), однако с 2013 г. эта планка ни разу не достигалась.

Большая доля (60,9% в 2022 г.) ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета традиционно расходуется на поддержку прикладных исследований, направленных в первую очередь на развитие национальной экономики (42,8% ассигнований), здравоохранения (6,9%) и образования (5,7%) (рис. 2). В действующих ценах суммарный объем ассигнований на прикладные исследования вырос с 2010 г. в 2,5 раза (с 155,5 до 384,4 млрд руб. в 2022 г.), однако в постоянных ценах — уменьшился на 5,6%.

Финансирование фундаментальной науки, напротив, увеличивалось опережающими темпами: в 2010–2022 гг. объем ассигнований на эти цели в действующих ценах вырос втрое (с 82,2 до 247,3 млрд руб.), в постоянных — на 14,9%. В результате доля фундаментальных исследований в общем объеме ассигнований на гражданскую науку возросла за этот период с 34,6 до 39,1%.

Средства федерального бюджета, выделенные на исследования гражданского назначения, распределяются в основном посредством государственных программ (ГП) Российской Федерации (рис. 3). В 2021 г. такие расходы были предусмотрены в 35 из 45 действующих на тот момент ГП, а в 2022 г., после консолидации ассигнований федерального бюджета на науку, — в 6 из 48.

Основной по величине расходов на гражданскую науку является ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (518,1 млрд руб., 82% общего объема ассигнований в 2022 г.). Почти половина — 247,3 млрд руб. (47,7% общего объема финансирования этой ГП) направлена на поддержку фундаментальных исследований; 270,8 млрд руб. (52,3%) — на прикладную науку.

Ключевым среди главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) в рамках этой ГП является Минобрнауки России (260 млрд руб., или 50,2% в 2022 г.); на втором месте — Минпромторг России — 18,9% (98,1 млрд руб.); далее следуют Госкорпорация «Росатом» — 5,5% (28,6 млрд руб.), НИЦ «Курчатовский институт» — 4,4% (23 млрд руб.) и Минздрав России — 4,4% (22,7 млрд руб.). Доля каждого из прочих ГРБС — менее 2,3%.

Финансирование гражданской науки из средств федерального бюджета осуществлялось в 2022 г. также в рамках ГП «Космическая деятельность России» — 110,8 млрд руб. (17,6% общего объема ассигнований). Основным ГРБС стала Госкорпорация «Роскосмос» (109,4 млрд руб., или 98,7%). В рамках ГП «Развитие здравоохранения» Роспотребнадзору было выделено на науку

2,4 млрд руб. (0,4%). Средства всех госпрограмм, кроме ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», были направлены на поддержку только прикладной науки.

Проведенный анализ показал, что с 2017 г. расходы федерального бюджета на гражданскую науку неуклонно росли (в действующих ценах). Такой тренд продолжится и в этом году, если бюджет 2023 г. будет исполнен без изменений. Между тем плановые значения расходов на 2024–2025 гг. свидетельствуют о рисках возможного сокращения объемов поддержки науки, что может привести к снижению ее конкурентоспособности и вклада в решение приоритетных задач государства, в том числе в части обеспечения технологического суверенитета и устойчивого социально-экономического развития страны.