Цифровизация госсектора в России — процесс долгий и, на мой взгляд, сравнительно успешный. Объективно электронные услуги в России обогнали в своем развитии большую часть мира. А последние пару лет пандемия и геополитическая обстановка придали новых стимулов цифровизации и импортозамещению, так что сегодня «цифра» в России в целом и в госсекторе в частности так же обыденна, как цифровое телевидение. На сегодняшний день можно выделить такие ключевые акценты цифровизации госсектора, как информационная защита (как и в целом безопасность), развитие отечественного ПО и максимальное вовлечение муниципального уровня, где пока еще для этого недостаточно собственных финансовых и кадровых ресурсов.

Наиболее заметен результат цифровизации в направлениях, касающихся оказания услуг в электронном виде. Здесь государство действительно стало значительно «умнее», удобнее и быстрее. Здорово подтянулся финансовый сектор, закупки. Не могу не упомянуть направление «умных городов», где процесс сдвинулся, но еще есть куда стремиться, так как это еще не массовое движение, а в основном пилотные проекты. При этом все решения «умного города» нацелены на повышение эффективности управления, взаимодействия с гражданами, развития местного бизнеса, сокращения затрат.

В цифровизации регионов и ранее, и сейчас основное — это найти компромисс между федеральными и региональными задачами и интересами и возможностями на местах, в муниципалитетах. Нужно правильно выстроить задачи и приоритеты для региона, найти необходимые стимулы и ресурсы, вовлечь все заинтересованные стороны, то есть создать максимальные условия, чтобы местное самоуправление, бизнес и население достигали нужной колаборации для развития территории.

Выделю три точки роста. Одна из главных проблем регионов — это ресурсы. Подавляющее большинство городов дотационные, средств на инновации не хватает, но там, где есть желание и есть команда, ресурсы находятся. Существуют целевые программы финансирования, грантовая поддержка. Необходимо создавать слаженную команду: вовлекать, заинтересовывать, обязательно обучать. Кроме того, важно сделать так, чтобы цифра была не в ущерб текущей работе и давала эффект. Тот, кто пренебрегает этой «командной» задачей, в итоге проигрывает.

Многие задачи «умного города» упираются в стартовую инфраструктуру: сети и системы связи, камеры видеонаблюдения и др. Например, для оснащения «умной» остановки транспорта требуется определенное оборудование: павильон, цифровое табло. Необходимо подключение к электросети, обеспечение связью, организация видеонаблюдения. Поэтому сделать в городе систему «умного» транспорта — это серьезные затраты. Но повторюсь, при желании...

Одна из серьезных сложностей — в одном регионе разные города по-разному решают цифровые задачи. В результате регион вынужден проводить интеграцию, обрабатывая разрозненную информацию при разных форматах обмена данными. Но ведь это повышает стоимость внедрения. Тиражируемые решения дешевле локальных, опыт это подтверждает. Для консолидированного регионального бюджета затраты при масштабном внедрении будут меньше.

Когда с помощью цифры решаются конкретные задачи, жизнь в регионе становится комфортнее.

Сергей Кучин, директор по работе с регионами АО “Русатом Инфраструктурные решения” (входит в Госкорпорацию “Росатом”)