Трансформация компании «Ростелеком Солар» на протяжении последнего года, по словам ее генерального директора Игоря Ляпунова, привела к ее радикальным изменениям.

Этому предшествовал ряд значимых событий. Так, начавшаяся в стране в середине второго десятилетия нынешнего века массовая цифровизация привела к глубокому проникновению цифровых технологий в государственное управление и управление бизнесом: повседневностью стали такие технологии, как цифровые двойники, роботизированная автоматизация процессов, квантовые вычисления; объем вложений в отечественные ИТ-решения в 2022 г. составил 521,9 млрд. руб., а доля массовых социально значимых услуг в электронном виде достигла к настоящему времени практически 100%.

По словам Игоря Ляпунова, вследствие политических и экономических сдвигов, произошедших за несколько последних лет, цифровизация обернулась масштабным ростом количества и качества кибератак на нашу страну: сегодня ИБ-специалисты ежедневно фиксируют около 170 кибератак на российские ИКТ-ресурсы, больше половины из которых являются целенаправленными, при этом средний ущерб компаний от них за год (без учета репутационных потерь) составляет сегодня примерно 20 млн. руб.

В таких сложных условиях за восемь лет своего существования компания «Ростелеком Солар», как считают ее руководители, достигла позиции крупнейшей и лидирующей на рынке кибербезопасности страны: в настоящее время в ней трудится более 1800 специалистов; выручка за 2022 г. составила 14,4 млрд. руб,; компания растет в три раза быстрее ИБ-рынка страны, обеспечивая киберзащиту всех ключевых систем государственного управления, крупнейших объектов критической инфраструктуры, более 800 коммерческих компаний, более 100 млн. пользователей ежедневно.

Как считают в компании, настала пора ее перехода на новый управленческий уровень. Прежде всего"Ростелеком Солар« проводит разделение бизнес-управления на блок управления взаимодействием с коммерческим сегментом заказчиков и блок управления взаимодействием с госструктурами. Эти изменения закрепляются переходом к новому названию — «Группа компаний СОЛАР».

Трансформация компании также включает развитие фабрики технологий (через разработку собственных технологий и покупки технологий у сторонних компаний) для создания цельного стека технологий киберзащиты. Сюда будет инвестировано более 22 млрд. руб. Управленческая трансформация сопровождается также созданием в рамках Solar JSOC Центра исследований киберугроз, данные которого помогут совершенствовать все технологии киберзащиты, используемые ГК СОЛАР.

Свою экспертизу в проектировании, построении, развертывании и эксплуатации средств киберзащиты, как сказал Игорь Ляпунов, компания упаковала в домены экспертизы и консалтинговых предложений. Это позволит ей перейти от статуса игрока в отдельных технологических нишах киберзащиты в статус архитектора кибербезопасности, способного решать задачи кибербезопасности заказчиков комплексно.

Внедряемый в построение бизнеса ГК СОЛАР клиентоцентричный подход, по словам ее коммерческого директора Николая Спивака, подразумевает работу в интересах заказчиков, оперативность изменений во взаимодействиях с заказчиками в соответствии с их запросами, повышение эффективности этого взаимодействия.

Свою экспертизу в кибербезопасности ГК СОЛАР разделяет сегодня на шесть доменов: безопасную разработку ПО, управление доступом, реагирование на атаки и восстановление после них, детектирование угроз и кибератак, анализ защищенности, защиту корпоративных данных. В совокупности именно они позволяют реализовать комплексный подход к обеспечению киберзащиты клиентов.

Реализуемая в ГК СОЛАР система непрерывных улучшений на уровне как отдельных сотрудников, так и департаментов, как сообщил Николай Спивак, позволила выявить в компании десятки процессов, не приносящих никаких ценностей клиентам. Сократив ненужные и модернизировав остальные, компания ускорила работу некоторых из процессов в десятки раз. Создание клиентских личных кабинетов способствует формированию для заказчиков единых сквозных сервисов, повышающих эффективность их взаимодействия с ГК СОЛАР.

Стратегия продвижения на международный рынок позволяет компании уже сегодня плотно конкурировать в некоторых проектах с разработчиками из Великобритании, Израиля, Китая, США. Это способствует тому, что компания и на внутреннем рынке предлагает продукцию и услуги, соответствующую лучшим мировым стандартам.

Благодаря старту клиентоцентричного подхода в начале этого года, в первом полугодии 2023 г. компания увеличила продажи в коммерческом блоке на 75%, а к концу года намерена удвоить их по сравнению с прошлым годом. Корпоративные заказчики стимулируют расширение и совершенствование технологических свойств продуктов компании.

Директор объединенного блока по работе с государственными структурами ГК СОЛАР Ирина Нестерова подчеркнула, что благодаря госзаказчикам компания наработала уникальный опыт в области импортозамещения, Рост бизнеса в государственном блоке за первое полугодие 2023 г. составил 26%.

Стратегия клиентоцентричности, по словам директора Центра противодействия кибератакам Владимира Дрюкова, позволяет приступить к защите атакованных клиентов через пару дней (ранее на это уходила неделя), и это несмотря на то, что количество обрабатываемых инцидентов выросло за последние месяцы более чем на 40%.

Он также сообщил о создании новой структуры — Центра исследования киберугроз 4RAYS (Research and Analytics for Your Security) by SOLAR. Деятельность Центра нацелена на четыре области: анализ защитных утилит, атакующих техник, инновационных технологий защиты, предсказание новых угроз. Получаемая Центром информация предназначена, прежде всего, для усовершенствования технологий ГК СОЛАР; она также будет достоянием сообщества дружественных ИБ-специалистов.

Директор Центра технологий кибербезопасности СОЛАР Галина Рябова напомнила, что в продуктовый портфель компании входит пять продуктовых линеек: безопасная разработка, сетевая безопасность, противодействие кибератакам, управление доступом, защита корпоративных данных. Все они будут объединены в единую экосистему, которую характеризует комплексность, бесшовность, синергия средств защиты при решении задач киберзащиты.

Как сообщил директор департамента управления активами и M&A Игорь Хереш, этой осенью ГК СОЛАР запустит акселерационную программу для стартапов, которую, по его словам, отличает передача навыков или знаний (менторинг), индивидуальная работа с клиентами, маркетинговый и правовой консалтинг, совместные разработки минимально жизнеспособных продуктов (MVP), проверка гипотез, тестирование на ресурсах наиболее сложных корпоративных инфраструктурах. Он считает, что Россия в силах создать акселератора в области ИБ, способного решать задачи, которые ставят перед собой аналогичные структуры наиболее развитых в области ИБ стран.