Искусственный интеллект дает огромные конкурентные преимущества, но при этом предприятия должны учитывать и обратные риски, пишет на портале eWeek Дэвид Линтикум, директор по облачной стратегии компании Deloitte Consulting.

Только живя в пещере можно не замечать, как в последние годы развивается ИИ. Будущее бизнеса стоит на пороге кардинальных перемен, и ИИ находится в авангарде этой революции. Эта передовая технология способна перестроить отрасли, разрушить рынки и переосмыслить методы ведения бизнеса.

Хотя технологии ИИ существуют уже несколько десятилетий, они стали более доступными и эффективными лишь недавно. И вступая на этот невероятный путь, организации должны понимать потенциальное влияние ИИ на свою деятельность и использовать открывающиеся возможности. Однако к недостаткам ИИ можно отнести более высокие вычислительные затраты и несоответствие потребностям бизнеса.

Каковы преимущества ИИ?

ИИ может произвести революцию в бизнес- и рабочих процессах, автоматизируя повторяющиеся задачи и расширяя возможности принятия решений человеком. Это означает повышение эффективности, точности и производительности различных процессов, что может и должно привести к уменьшению количества людей в штате.

Представьте себе мир, в котором обслуживанием клиентов занимаются ИИ-чатботы, способные понимать и решать сложные вопросы клиентов. Или анализ данных выполняется в режиме реального времени, что позволяет предприятиям принимать решения, основанные на данных, быстрее, чем когда-либо прежде. Нет ничего удивительного в том, что ИИ обладает потенциалом для создания огромных ценностей и рационализации операций в том виде, который мы только начинаем понимать.

Основная цель ИИ — улучшить понимание данных и извлечь ценные инсайты из огромных массивов данных. Организации могут использовать машинное обучение и предиктивную аналитику для выявления скрытых закономерностей и принятия упреждающих решений. Это приводит к гораздо лучшему пониманию бизнеса и, следовательно, к возможности его улучшения практически со стопроцентным предвидением, что еще несколько лет назад было лишь обоснованным предположением.

Такая наглядность позволяет руководителям предприятий предвидеть потребности клиентов, оптимизировать цепочки поставок и выявлять новые рыночные возможности. Наличие такой информации может превратить их из быстрых последователей в новаторов и даже разрушителей устоев. Более качественный продукт и лучший клиентский опыт обычно приводят к увеличению доходов и возможности доминировать на рынке.

Каковы недостатки ИИ?

Хотя ИИ обладает огромным потенциалом для применения в бизнесе, важно признать его недостатки и потенциальные проблемы. Те, кто внедряют эту технологию, начинают замечать несколько основных проблем:

Увеличение расходов. Внедрение технологий ИИ может быть дорогостоящим, требующим значительных инвестиций в инфраструктуру, обучение и экспертизу.

Сторонники ИИ часто ссылаются на облачные вычисления как на экономически эффективный метод внедрения технологий ИИ. Это не так.

За последние несколько лет стоимость аппаратного обеспечения значительно снизилась, поэтому многие компании предпочитают использовать системы ИИ в традиционных корпоративных дата-центрах, где эксплуатационные расходы представляются более низкими.

Как бы то ни было, предприятиям, не обладающим собственной экспертизой, особенно малым и средним, потребуется помощь в решении финансовых вопросов, связанных с внедрением и интеграцией ИИ в их деятельность.

Конфиденциальность и безопасность данных. Системы ИИ опираются на огромные объемы данных. Информация, необходимая для обучения алгоритмов, часто носит конфиденциальный и персональный характер.

Для предприятий очень важно обеспечить конфиденциальность и защиту данных, чтобы избежать юридических проблем, которые могут возникнуть, если они не будут контролировать использование своих данных... или даже данных, которые генерируют эти системы ИИ.

Предприятиям необходимо понимать, что они должны принимать надежные меры безопасности и соблюдать действующие нормативные требования.

Этические проблемы. Алгоритмы ИИ беспристрастны лишь настолько, насколько объективны данные, на которых они обучаются. Если не уделять этому должного внимания, могут возникнуть предубеждения и дискриминация, которые повлияют на процесс принятия решений.

Действительно, в настоящее время существуют судебные дела, посвященные именно этой проблеме, когда решения ИИ оказываются предвзятыми по отношению к людям определенной расы и возраста. Некоторые компании потеряли миллионы в результате судебных разбирательств из-за доказанной предвзятости систем ИИ.

Проверка на справедливость могла бы предотвратить это. Правильный баланс между автоматизацией и человеческим контролем очень важен для обеспечения этичного использования технологий ИИ.

Понимание «истинной ценности» ИИ

Влияние ИИ выходит за рамки операционных улучшений. Он способен полностью изменить потребительский опыт. Персонализация с помощью ИИ означает адаптацию продуктов, услуг и взаимодействия с клиентами к их индивидуальным предпочтениям. Те, кто участвуют в проектах цифровой трансформации, наверняка понимают, что это конечная ее цель.

Используя персонализированные рекомендации, целевую рекламу и интеллектуальную поддержку клиентов, ИИ способен создавать высоко индивидуализированный и увлекательный опыт, способствующий повышению лояльности и удовлетворенности клиентов. Мы убедились в этом еще на заре использования систем ИИ для создания рекомендательных механизмов в торговых платформах. Во многих случаях такие системы могут удвоить продажи, и сегодня они являются частью большинства торговых сайтов.

Прежде чем использовать технологию ИИ, необходимо взвесить ее компромиссы, затраты и риски. Это касается любой новой технологии, но за очень короткий срок с помощью именно этой технологии можно сделать как много хорошего, так и много плохого. Это делает ИИ более вариативным с точки зрения того, какую пользу или вред он принесет или может принести бизнесу. В ближайшие несколько лет мы узнаем больше о появляющихся лучших практиках ИИ.

Как и внедрение любой другой революционной технологии, внедрение ИИ сопряжено с определенными трудностями. Организациям необходимо решить проблемы, связанные с конфиденциальностью данных, этикой и влиянием на персонал. Они должны инвестировать в надежные системы управления данными и обеспечения безопасности, а также обеспечить прозрачность и подотчетность систем ИИ, переквалифицировать или повысить квалификацию сотрудников для работы с технологиями ИИ. Управление изменениями приобретает решающее значение для успешной интеграции ИИ в структуру организации.

Развитие ИИ открывает огромные возможности для преобразования бизнеса в различных отраслях. Однако необходимо учитывать все плюсы и минусы. Использование прорывной силы ИИ может открыть новые уровни эффективности, оптимизировать процессы принятия решений и обеспечить высоко персонализированный клиентский опыт.

Однако организации должны подходить к этой технологии стратегически, решая возникающие проблемы и инвестируя в необходимые ресурсы для достижения успеха. Было бы ложью сказать, что у ИИ есть только плюсы.