Семь тенденций, описанных в корпоративном блоге McKinsey, способны изменить ожидания клиентов от телекоммуникаций и роль, которую они могут сыграть в жизни людей и бизнесе организаций, а также наборы требуемых навыков.

Каждая новая технология требует от операторов связи новых способов роста и развития, что заставляет их руководителей заранее определять, на что делать ставку, и постоянно уточнять свои приоритеты по мере изменения ландшафта и дальнейшего развития технологий. По мере того как телеком-компании будут нанимать персонал, необходимый для реализации семи представленных ниже технологических тенденций, они будут меньше нуждаться в навыках, которые сегодня можно автоматизировать или которые характерны для устаревшей инфраструктуры.

1. Постоянно расширяющиеся возможности подключения

Телекоммуникационная инфраструктура пятого поколения (5G) значительно расширяет и улучшает возможности подключения, а инфраструктура шестого поколения (6G) способна усилить эту тенденцию.

Практически безграничные возможности подключения откроют дорогу новым услугам, таким как удаленный мониторинг состояния пациента, а также сервисам нового поколения, таким как виртуальные гардеробные и конференции, проводимые полностью в метавселенной.

Ожидается, что спрос на подключение будет расти по мере того, как клиенты будут искать эти инновационные решения, а число подключенных устройств, по прогнозам IDC, в 2025 г. вырастет до 51,9 млрд. единиц, по сравнению с 43 млрд. в 2020-м. Удаленная работа также способствует росту спроса: так, 51% американцев хотя бы один день в неделю работает из дома. Более того, по оценкам, к 2030 г. связь 5G и 6G охватит до 80% населения планеты.

Чтобы удовлетворить этот спрос, операторам связи потребуется экспоненциально увеличивать пропускную способность сетей, расширять спектр частот, а также снижать задержки и энергопотребление. Помимо расширения зоны покрытия для частных лиц, у операторов связи может появиться возможность увеличить B2B-доходы за счет разработки премиальных решений по подключению для конкретных сценариев использования.

Для этого потребуются специалисты, обладающие навыками проектирования сетей и спектра для работы над стратегией и архитектурой; сетевого инжиниринга для проектирования архитектуры и разработки приложений; сетевых инноваций для разработки новых сетей радиодоступа (RAN), виртуализации сетевых функций, Kubernetes и т. д.; мониторинга обслуживания сети для устранения аварийных ситуаций и поломок; а также IoT для разработки приложений, платформ и API.

Инженерные и эксплуатационные возможности, характерные для устаревших технологий, таких как DSL, сотовые сети 2G и 3G, а также традиционная инфраструктура кабельного телевидения, скорее всего, больше не понадобятся. Поэтому кадровый состав должен будет адаптироваться.

2. Периферийные вычисления

Благодаря распределению вычислительных нагрузок между удаленными дата-центрами, расположенными ближе к конечным пользователям, уменьшаются задержки, увеличивается пропускная способность и повышается суверенитет организаций над своими данными. Периферийные вычисления позволяют обрабатывать данные в реальном времени, что открывает возможности для их использования в различных отраслях — от дистанционного лечения пациентов до удаленного управления горными работами и решений в области устойчивого развития, таких как интеллектуальные сети, оптимизирующие энергопотребление.

Недавний опрос, проведенный McKinsey среди 75 руководителей телекоммуникационных компаний Северной Америки и Западной Европы, выявил большой интерес к различным вариантам использования периферийных вычислений. Большинство операторов связи уже в той или иной степени используют edge-вычисления, причем четверть из них уже внедрили их или активно планируют их масштабирование. Более половины опрошенных (55%) в качестве основной цели назвали повышение эффективности и производительности сети, в то время как другие — новые сценарии использования для бизнеса (21%) или для потребителей (18%).

По мере внедрения периферийных вычислений телекоммуникационные компании столкнутся с ростом затрат на энергию и обслуживание сети и увеличением инвестиций в реконфигурацию магистральных и транзитных сетей.

Переход к периферийным вычислениям требует от операторов связи навыков проектирования сетей и систем для разработки стратегии и архитектуры передачи данных; сетевого проектирования для установки и интеграции устройств, ПО и систем; сетевых инноваций для повышения производительности систем; обслуживания сетей для устранения поломок и ликвидации аварийных ситуаций; управления базами данных для хранения, распределения и анализа данных; обеспечения безопасности для минимизации мошенничества, контроля рисков и соблюдения нормативных требований.

Развитие облачных решений, автоматизации и управляемых услуг приведет к снижению спроса на услуги по настройке и обслуживанию ИТ на местах.

3. Транспорт нового поколения

Первые два технологических тренда — расширение возможностей подключения и периферийные вычисления — закладывают основу для третьего: транспорта нового поколения. Переход к автономным, подключенным, электрическим и интеллектуальным технологиям имеет огромное значение для воздушного и наземного транспорта и способен сделать передвижение людей и перевозку грузов гораздо более эффективной и экологичной.

Все большее внимание будет уделяться электрическим, водородным и гибридным силовым установкам как новым видам двигателей для наземного и воздушного транспорта. Ожидаемый рост трафика данных и автономных приложений может позволить компаниям расширить рынки сбыта, охватив новые сегменты потребителей в ранее не обслуживаемых местах.

По мере развития транспорта операторам связи необходимо будет увеличивать пропускную способность для обеспечения мобильности, особенно в удаленных районах, и обеспечивать безупречное резервирование на случай чрезвычайных ситуаций. Кроме того, у них появится возможность объединить основные возможности связи с автомобильными технологиями и данными о мобильности в режиме реального времени, чтобы предложить такие решения, как громкая связь, информационно-развлекательные системы, сети интеллектуальных зарядных устройств для электромобилей и технология «vehicle to everything» (V2X), которая позволяет автомобилям связываться с окружающей средой, включая другие автомобили и водителей-людей.

Телекому потребуются специалисты, обладающие навыками проектирования сетей для разработки алгоритмов подключения автомобилей; проектирования, инноваций и обслуживания сетей для обеспечения связи автомобилей с инфраструктурой; автоматизации для использования машинного обучения и искусственного интеллекта в информационно-развлекательной сфере; архитектуры IoT для обеспечения распознавания голоса и управления жестами; проектирования UX для улучшения пользовательского опыта; и науки о данных для сбора и обработки данных.

4. xRAN

Новые подходы к RAN могут обеспечить гибкость в отношениях операторов связи с OEM-производителями и даже снизить требования к физическим ресурсам, таким как вышки, антенны и кабели, что позволит сократить капитальные и эксплуатационные расходы, ускорить развертывание новых сетевых услуг и подстегнуть конкуренцию между поставщиками.

Под xRAN понимаются такие новые подходы, как открытая RAN (ORAN), которая по достижении зрелости обеспечит бесшовное взаимодействие аппаратного и программного обеспечения разных производителей; централизованная RAN (CRAN), позволяющая нескольким мобильным узлам совместно использовать оборудование; и виртуализированная RAN (VRAN), обеспечивающая масштабируемость и гибкость сети за счет разделения аппаратного и программного обеспечения сети.

xRAN способны улучшить совокупную стоимость владения сетью за счет возможности выбора различных поставщиков для удовлетворения разных потребностей, что может стимулировать выход на рынок новых поставщиков и привести к более конкурентоспособным ценам. Такая гибкость может снизить риск, которому подвергаются операторы связи при внедрении новых аппаратных и программных решений. А наличие интеллектуальных, виртуализированных и интероперабельных функций позволит телеком-организациям создавать специализированные решения, увеличивающие их пропускную способность.

Проведенный McKinsey опрос руководителей телекоммуникационных компаний свидетельствует о большом интересе к ORAN, в частности, 76% руководителей давно действующих операторов связи и 88% руководителей новых компаний планируют инвестировать в новый подход. В целом 60% планируют использовать ORAN как минимум в 20-30% случаев строительства новых сетей.

Для достижения этой цели операторам связи потребуются специалисты, владеющие навыками гибкой работы для совершенствования инженерной практики и внедрения инноваций; инженерии данных — для разработки архитектуры; облачных технологий — для разработки и тестирования решений, которые позволяют использовать xRAN; управления продуктами — для обеспечения эволюции xRAN; и DevOps — для создания решений и ускорения перехода на xRAN.

Снизится потребность в знаниях о собственном оборудовании, навыках интеграции закрытых систем и ручном управлении, характерных для устаревших систем RAN.

5. Архитектура доверия и цифровая идентификация

По мере создания и масштабирования цифровых продуктов и услуг, основанных на сборе огромного количества данных о клиентах, доверие и конфиденциальность становятся все более важными. Архитектура нулевого доверия, цифровая идентификация и разработка средств обеспечения конфиденциальности станут все более распространенными, поскольку компании будут стремиться получить конкурентное преимущество за счет завоевания доверия заинтересованных сторон.

Чтобы оправдать растущие ожидания потребителей в отношении доверия к цифровым технологиям, ИТ-безопасности и видимости данных, телекоммуникационным компаниям следует задуматься об инвестициях в решения по кибербезопасности. Те, кто это сделают, смогут представить новые предложения за счет создания сервисов цифровой идентификации на базе сетей и технологий нового поколения.

Чтобы реализовать этот потенциал, операторам связи потребуются специалисты, обладающие навыками разработки цифровых идентификаторов для создания решений и доверенных технологий; архитектуры и проектирования решений в области кибербезопасности для обеспечения оценки и безопасного доступа к сетям и приложениям; автоматизации для создания решений и инструментов цифровой идентификации; проектирования конфиденциальности для управления рисками и соблюдения требований; сетевого проектирования для разработки приложений и архитектуры; обслуживания сети для мониторинга и управления аварийными ситуациями; а также DevOps для автоматизации конфигурации, непрерывной доставки и инфраструктуры.

Постепенно будет прекращена ручная подготовка и проверка документации на соответствие нормативным требованиям.

6. Искусственный интеллект

Достижения в области ИИ и, в частности, генеративного ИИ открывают возможности для организаций на всех этапах цепочки создания ценности. Телекоммуникационные компании могут использовать ИИ для оптимизации сетей (управление ресурсами на основе анализа трафика и данных в реальном времени), упреждающего решения проблем технического обслуживания (анализ закономерностей и аномалий для выявления проблем до их возникновения) и минимизации оттока (анализ поведения клиентов для выявления тех, кто с наибольшей вероятностью уйдет). Сочетание камер и датчиков с поддержкой ИИ с автоматизацией обслуживания сетей позволит операторам связи существенно снизить затраты на управление сетевой инфраструктурой.

Генеративный ИИ может изменить работу с клиентами, предоставив им персонализированный контент, предложения и проактивную работу с сервисами на основе моделей использования, истории покупок и других факторов. Анализируя тенденции поведения клиентов, генеративный ИИ может повысить эффективность разработки продуктов и ускорить внедрение инноваций: он может предложить новые функции для мобильного приложения или новые тарифные планы, ориентированные на определенные сегменты клиентов. Используя генеративный ИИ для моделирования сложных кибератак, операторы могут выявлять уязвимые места и повышать устойчивость сетей.

Чтобы максимально использовать возможности ИИ, операторам связи потребуются специалисты, обладающие навыками проектирования интерфейсов для создания превосходного пользовательского опыта; инженерии обработки естественного языка для распознавания речи с помощью ИИ; инженерии данных для работы над архитектурой данных, ПО и большими данными; науки о данных для создания математических моделей машинного обучения; и безопасности для предотвращения и управления кибератаками.

Поскольку управление инфраструктурой все чаще осуществляется с помощью ПО, ИИ вытеснит необходимость рутинного устранения неполадок вручную.

7. Квантовые технологии

Результаты нашего опроса свидетельствуют о широком консенсусе среди руководителей телекоммуникационных компаний: 52% из них считают, что квантовые технологии станут для них отличительным преимуществом для в ближайшие пять лет (еще 32% в некоторой степени согласны с этой оценкой).

Наибольшую стратегическую ценность руководители видят в развитии сетей квантового распределения ключей (QKD), обеспечивающих безопасный обмен криптографическими ключами. Телеком-компании уже используют квантовые технологии для защиты данных клиентов или совершенствования процедур аутентификации IoT-устройств пользователей (55%), защиты своей инфраструктуры с помощью шифрования (53%) или шифрования трафика внутри сети (48%).

В то же время квантовые вычисления подвергнут риску традиционные методы шифрования, открыв новые векторы атак. Организации уже сейчас обеспокоены атаками по принципу «собери сейчас, расшифруй потом», когда злоумышленники похищают зашифрованные данные в надежде в будущем расшифровать их с помощью квантовых компьютеров. Используя квантовые технологии, телекоммуникационные компании могут вооружиться инструментами для борьбы с этими сложными угрозами: например, QKD позволяет оповещать взаимодействующие стороны о любой попытке злоумышленника подслушать зашифрованный обмен.

Достижения в области квантовых технологий также способны экспоненциально увеличить производительность вычислений и скорость передачи данных. Однако, несмотря на энтузиазм руководителей, лишь немногие организации активно внедряют квантовые технологии в широких масштабах.

Чтобы выйти за рамки внутренних обсуждений и пилотных испытаний, телекоммуникационным компаниям потребуются специалисты, обладающие опытом в области квантовых технологий (таких как квантовые алгоритмы, компьютерные архитектуры, сверхпроводящие схемы и машинное обучение); высокопроизводительных вычислений для взаимодействия с экосистемой в рамках пилотных проектов в таких областях, как QKD; безопасности программного и аппаратного обеспечения и криптостойкости — для предотвращения кибератак и управления трансформациями криптографии по мере развития уровней угроз и стандартов; сетевой инженерии — для проектирования гибридных классических/квантовых сетей, разработки и пилотирования критически важного оборудования для оптической связи и изучения потенциала спутников и оптоволокна для квантовой связи; и управления продуктами — для монетизации квантовых сетей и безопасности.

Инженерные и эксплуатационные возможности, характерные для традиционных методов оптимизации сетей с использованием классических вычислений, станут менее актуальными.