Успех сетевых технологий должен определяться высоким уровнем клиентского опыта, а не стремлением к «больше и быстрее», пишет на портале Network Computing Андре Доброта, главный аналитик компании Forrester.

До недавнего времени профессионалы в области сетевых технологий разрабатывали сетевую инфраструктуру, руководствуясь принципом: «Больше и быстрее — значит лучше». И что особенно важно, они не оценивали успех сетевой инфраструктуры по ее способности успешно решать бизнес-задачи. Такой техноцентрический подход противоречит здравому с точки зрения бизнеса смыслу, когда компания разрабатывает продукт или услугу для своего конкретного рынка.

Например, хотя автопроизводители создают различные автомобили для разных сегментов, каждый из них состоит из множества однотипных деталей — двигатель, трансмиссия, тормозная система, подвеска, кузов, система курсовой устойчивости и т. д.. То, как компания проектирует эти компоненты и связывает их с другими подсистемами, напрямую зависит от рынка, который она хочет захватить. Для любителей спортивных автомобилей инженеры разрабатывают машину с более жесткой подвеской для прохождения поворотов и устанавливают более мощный силовой агрегат для быстрого разгона. У грузовика кузов с бортовой платформой для перевозки грузов, и ему требуются более мощные рессоры, чтобы выдерживать большие веса.

К сожалению, с сетевой инфраструктурой дело обстоит иначе. За последние 30 лет сети строились преимущественно для того, чтобы быть только больше и быстрее. В результате предприятия имеют слишком дорогие, слишком громоздкие и слишком негибкие сети.

Почему сети строятся именно таким образом?

Если говорить о концепции «больше и быстрее», то такая реальность сложилась под влиянием четырех факторов:

  1. Сетевые специалисты придерживаются позиции «это просто сантехника». Большинство из них относится к сетевой инфраструктуре как к подсобному хозяйству, полагая, что она не представляет собой ничего более ценного, чем простое подключение ноутбуков к серверам и выполнение роли проводника для трафика приложений. Большая часть трафика обслуживает общий набор приложений, включая CRM, бухгалтерский учет, электронную почту и VoIP, которые используются в любом виде бизнеса. Такое отношение к сетям приводит к тому, что стратегические решения спускаются с уровня CIO до уровня отдела, в результате чего акцент делается на более эффективных и быстрых целях проектирования, которые не служат бизнесу.
  2. Базовый дизайн сети отталкивается от того, что проще, а не от того, что оптимально. При выборе компонентов для построения сети специалисты по сетевым технологиям опираются в основном на спецификации, поскольку они позволяют легко обосновывать решения. Часто команды приобретают компоненты с самыми большими таблицами маршрутизации, самым большим объемом памяти, наибольшим количеством портов и самой большой объединительной панелью. Однако это субъективные критерии, которые способствуют приобретению компонентов, основанных на более высоких или быстрых характеристиках или личных убеждениях или опыте отдельных членов команды.
  3. Инвестиции отражают сетевые причуды, основанные на доступности бюджета. Сетевой дизайн одной компании отличается от другой, что обусловлено как приливами и отливами бюджета, так и популярностью доступных на данный момент технологий. Это привело к возникновению технологических «снежинок». Каждые несколько лет появляются новые типовые технологии — Wi-Fi, VoIP, виртуализация серверов, — но время их внедрения варьируется в зависимости от сроков доступности бюджета и последних причуд. Такие инвестиционные решения не являются стратегическими, они носят тактический и реактивный характер. Что доступно на рынке сетевых решений в данное время, то и покупают сетевые специалисты.
  4. Отсутствие надзора не позволяет связать стратегию развития сети с бизнес-целями. Сетевые технологии — это сложный набор аббревиатур и терминов. Лишь немногие технологические руководители, не входящие в состав отдела сетевых технологий, разбираются в них. Как правило, при планировании инвестиций они полагаются на сетевых специалистов. Теоретически все, что те спроектируют, будет наилучшим для клиентов и сотрудников. В действительности же сетевые инженеры не связаны с потребностями клиентов и сотрудников. Представьте себе, что, проектируя самолет, вы думаете только о его мощности и размерах: его корпус будет двигателем, а пассажиры будут держаться за крылья.

Вступление в новую эру сетевой инфраструктуры: сети, оптимизированные для бизнеса

Этот кошмар постепенно разрушается по мере того, как цифровой бизнес становится новой реальностью. Техноцентрический принцип проектирования «больше и быстрее» быстро отходит на второй план. Появляются сети, оптимизированные для бизнеса (business-optimized networks, BON). Forrester определяет их как: «проектирование и эксплуатация сети на основе пяти постулатов виртуальной сетевой инфраструктуры (VNI), адаптированных к принципам бизнес-ориентированности, бизнес-целям и бизнес-стратегии».

В основе растущего движения BON лежит стремление обеспечить лучший клиентский опыт за счет локального использования технологий там, где вы обслуживаете своих клиентов. Вместо того чтобы полагаться на дифференциацию в дата-центре, предприятия должны обслуживать, удерживать и привлекать новых клиентов в розничных магазинах, центрах неотложной помощи, самолетах, холлах гостиниц или на производственных площадках. Для достижения этой цели компаниям необходимы новые подходы к BON. Лидеры в области клиентского опыта предпринимают такие шаги уже сейчас, смещая акценты на:

  • Соответствие, форма и функциональность. У каждой компании свои требования. В ритейле основное внимание уделяется обеспечению бесперебойной связи для клиентов и партнеров. Производители ищут оборудование, способное выдерживать высокие вибрации, нагрев и влажность, которое можно разместить в самолете, поезде, на подстанции или нефтеперерабатывающем заводе. Они также интересуются оборудованием, которое может быть легко настроено полевым персоналом, а не сетевыми специалистами.
  • Технологическая специализация по отраслям. Вспомните автопроизводителей, которые берут одни и те же компоненты и адаптируют их для конкретного рынка. Лидеры заставляют своих поставщиков сетевых решений делать то же самое. Беспроводные сети — отличный пример. В настоящее время наблюдается экспоненциальный рост управления множеством беспроводных технологий, причем в каждой отрасли существуют свои особенности или подходы. Например, предприятия розничной торговли интересуются Wi-Fi, Bluetooth, NFC и RFID. Производственники же хотят знать, какие поставщики поддерживают Wi-Fi, Zigbee, WirelessHART и другие промышленные беспроводные технологии.
  • Конкретные архитектуры, дизайны и операции для конкретного объекта. Многое в этом движении зависит от привязки к объекту. То, как лучше спроектировать сеть, будет зависеть от конкретного места. В настоящее время начинают появляться шаблоны и лучшие практики для каждого объекта. Например, в розничной торговле это включает в себя определение ИТ/ОТ-ролей и обязанностей, моделирование локальных, глобальных и беспроводных сетей для конкретных торговых точек, а также установление критериев для повышения уровня покупательского опыта.

В конечном счете, различные требования, ориентированные на бизнес, могут быть удовлетворены путем создания сети, оптимизированной для бизнеса. Специалистам по сетевой инфраструктуре следует придерживаться подхода, принятого у автопроизводителей, — создавать различные модели, отвечающие многочисленным вкусам и потребностям заказчиков.