В 2023 году количество спамерских звонков значительно увеличилось. Сотовые операторы отметили рост в 40% по сравнению с предыдущим годом. Поэтому в последнее время началось новое обсуждение борьбы со спам-звонками. Ее надо вести постоянно, так как борьба со спам-звонками имеет много общего с борьбой против телефонных мошенников, от которых граждане терпят серьезный ущерб.

Несмотря на наличие закона и штрафов против телефонной рекламы, видно, что эти методы сработали не до конца. Штрафов и последствий боятся только крупные и средние компании, которых можно поймать за руку. Но таким компаниям подобный метод распространения рекламы не интересен. Банки, маркетплейсы и серьезные поставщики услуг рекламируют свои акции через свои официальные каналы: почту, мобильные приложения и размещение рекламы в Интернете.

Спам-звонками пользуются небольшие компании, работающие полулегально. Обычно они зарегистрированы на подставное лицо (дропа, или дроппера, как их неофициально называют), имеют уставной капитал в 10 тыс. рублей, и даже если их поймать за руку, наказание не достигнет своей цели. Владельцы компании просто откроют новую компанию, на новое юридическое лицо, и продолжат свою деятельность. Поэтому штрафы и кары небесные не найдут своего адресата и не сработают.

В связи с этим есть два направления для борьбы: единое антиспам-приложение и борьба с дропперами. Любые меры борьбы должны быть направлены на снижение рентабельности подобной рекламы до значений, когда ее будет совершенно невыгодно использовать. Для начала надо создать единую базу дропов и запретить им проводить регистрацию юридических лиц. Обычно в качестве дропов используются маргинальные личности, число которых ограничено. Таким образом, за 5-7 лет все доступные дропы будут заблокированы, для регистрации новой фирмы-однодневки придется потрудиться, и стоимость такой операции существенно вырастет. Эта же база дропов с фиктивными компаниями должна быть доступна операторам связи, чтобы они могли отказывать им в заключении договоров. Ведь как «белые» SIM-карты становятся «серыми» и попадают на «черный» рынок? а очень просто: компания оформляет договор с оператором связи на предоставление услуг, закупает SIM-карты, а дальше продает их мошенникам. Как один из вариантов, недобросовестные компании могут использовать облачную телефонию для получения номера.

Вместе с этим необходимо создать единый телефонный антиспам. Серверная часть будет располагаться у крупных операторов связи, а клиентская — у рядовых абонентов. Причем для антиспам-системы можно смело использовать ИИ. Абонент, после получения спам-звонка, отмечает номер как спамерский, и данные сразу же отправляются оператору связи. Оператор связи, после получения, например, пяти таких сообщений, включает ИИ на прослушивание звонка со стороны спамера. Если в течении трех вызовов спамер повторяет одно и то же, то это явно телефонная реклама. При этом даже не надо влезать или расшифровывать разговор. Достаточно проанализировать сырые данные, поступающие со стороны спамера. Если данные идентичны (например: «Новая стоматология приглашает вас...») то можно смело говорить о том, что это спам. При этом не будет даже нарушаться конфиденциальность переговоров.

Главная задача всех этих систем сделать блокировку максимально быстрой и эффективной, увеличить затраты на спамерские услуги до неприемлемого значения.

И, конечно, предусмотреть официальный механизм разблокировки.

Дмитрий Овчинников, главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании “Газинформсервис”