При взаимодействии с контрагентами компании подвергаются различным рискам — финансовым, репутационным, операционным, связанным с безопасностью данных и т. д. И управление этими рисками может стать дополнительной нагрузкой для бизнеса, особенно если в компании отсутствуют единое информационное пространство и автоматизированные инструменты.

Ниже мы рассмотрим основные риски при работе с контрагентами и то, какие цифровые решения могут помочь их минимизировать.

Финансовые риски

Финансовые риски являются одними из наиболее распространенных и критических при работе с контрагентами. Они возникают, когда контрагент не выполняет свои финансовые обязательства полностью и вовремя, а то и вовсе становится банкротом.

Программное обеспечение для проверки кредитоспособности юридического лица позволяет узнать финансовую дисциплину контрагента, наличие долгов и их объем, а также выяснить, не является ли кредитная нагрузка чрезмерной.

А использование инструментов финансовой аналитики может дать представление о финансовом состоянии контрагента, позволяя компаниям отслеживать значимые изменения в режиме реального времени, устанавливать триггеры и соответствующим образом корректировать стратегии.

Комплаенс- и регулятивные риски

Комплаенс-риски охватывают проблемы, связанные с непреднамеренным или умышленным нарушением контрагентом законодательных и этических норм.

Мы рекомендуем выстраивать комплаенс-систему в каждой компании, независимо от ее размера. Об этой необходимости свидетельствует и судебная практика. Прокурорская проверка одной малой промышленной компании выявила отсутствие антикоррупционных мер. Несмотря на малый размер компании, суды первой и апелляционной инстанции подтвердили необходимость таких мер. Это подчеркивает важность комплаенс-систем для всех компаний.

Значительно повысить эффективность комплаенса позволяет автоматизация процессов в этой области.

Современные программные продукты могут быть настроены на мониторинг деятельности контрагентов, в т. ч. нарушения ими нормативных правовых актов.

Одной из самых востребованных комплаенс-систем является антикоррупционная. И это неудивительно, ведь меры по предупреждению коррупции обязаны принимать все российские организации (ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Еще одним инструментом, способным обеспечить соблюдение контрагентами требований законодательства, являются системы электронного документооборота, которые упрощают работу с документами, а также делают обмен информацией быстрее и безопаснее.

Риски неправильного или несанкционированного использования данных

Нарушение безопасности данных представляет серьезную проблему, особенно в тех отраслях, где конфиденциальность имеет первостепенное значение. Например, в 2018 году из-за ошибок в их программном обеспечении произошла утечка личных данных 29 млн. пользователей. Этот инцидент был особенно заметным, так как среди пострадавших оказался и аккаунт Марка Цукерберга. Также в 2018 году сеть отелей Marriott сообщила об утечке данных, затрагивающей данные почти 500 млн. клиентов. Выяснилось, что их система бронирования была взломана еще в 2016 году, но нарушение безопасности обнаружили лишь спустя два года.

ИТ-инструменты, предлагающие зашифрованные каналы связи и безопасный обмен файлами, могут защитить конфиденциальную информацию во время взаимодействия с контрагентами.

Внедрение надежных решений для обеспечения кибербезопасности помогает защитить ваши системы и данные, снижая риск утечки данных и кибератак. Эти инструменты могут включать:

  • системы контроля и управления доступом, позволяющие выборочно ограничивать доступ к месту или другому ресурсу на основе ролей;
  • решения, блокирующие утечку данных (data loss prevention, DLP), отслеживающие передачу «чувствительных» данных и способные предотвращать их утечку, например, с помощью блокировки отправки конфиденциальных файлов через электронную почту или мессенджеры;
  • фаейрволы, обеспечивающие защиту сетевого периметра и блокирующие нежелательные сетевые соединения и атаки;
  • системы мониторинга и аналитики безопасности, анализирующие журналы событий и трафика и выявляющие подозрительную активность;
  • программное обеспечение, помогающее обнаруживать и удалять вредоносное программное обеспечение, угрожающее безопасности данных.

Операционные риски

Операционные риски связаны с перебоями в повседневной деятельности, вызванные неадекватными или ошибочными внутренними процессами, действиями сотрудников и систем, а также внешними событиями.

Поддерживать устойчивость тут помогают автоматизированные механизмы управления непрерывностью бизнеса. Рассмотрим некоторые из них.

Современные системы управления цепочками поставок обеспечивают их видимость в режиме реального времени, позволяя компаниям оперативно выявлять и устранять проблемы. Это сводит к минимуму сбои в работе и повышает ее эффективность.

ИТ-инструменты для управления поставщиками упрощают внедрение, мониторинг и оценку эффективности работы поставщиков и других контрагентов, обеспечивая соответствие целям организации.

В зависимости от потребностей организации можно по-разному реализовывать непрерывность бизнеса. Внедрение этого подхода позволит компании обеспечить бесперебойность деятельности, предсказать угрозы и с минимальными потерями устранить их последствия.

Репутационные риски

Негативное восприятие компании имеет, как правило, далеко идущие последствия и может быть результатом взаимодействия с контрагентом, нарушающим этические нормы.

Для управления репутацией компаниям необходим оперативный и комплексный анализ медиапространства. Он может выполняться специалистами в ручном режиме, однако при таком подходе можно пропустить важное событие, не заметить вовремя негативное упоминание — все-таки человеческий фактор часто становится «слабым звеном».

Сервисы, отслеживающие упоминания контрагентов в социальных сетях и СМИ в автоматическом режиме, могут помочь компаниям оперативно реагировать на появление негатива в социальных медиа, а также нетипичные информационные всплески. Идеальным решением будет сотрудник PR-службы, который умело использует автоматические инструменты для мониторинга медиапространства и соцсетей.

При выборе конкретного инструмента рекомендуем обращать внимание на те из них, которые наиболее подходят под специфику ваших задач. Например, если компания активно работает в социальных сетях, стоит выбирать инструменты с продвинутыми функциями анализа социальных медиа. Если же компания больше ориентирована на традиционные СМИ, следует обратить внимание на сервисы с глубоким анализом новостных потоков и публикаций.

Вывод

Ведение бизнеса всегда сопряжено со множеством рисков. Однако использование ИТ-инструментов позволяет значительно снизить вероятность их реализации в вашей компании. Современным организациям следует отслеживать появление новейших технологий и сервисов, чтобы эффективно управлять рисками, связанными с внешней средой. Кроме того, не стоит забывать про внутренние процессы. Грамотное внедрение ИТ-решений в этой области позволит выявить и устранить недочеты еще до того, как на них обратят внимание контролирующие органы или контрагенты компании.

Арсен Бабаян, генеральный директор компании “Системы корпоративной аналитики», сооснователь цифровой среды Sweepnet