ChatGPT подключается к приложениям, скоро будет запущен магазин микро-GPT, а на рынке появится носимый гаджет AI Pin. Что же останется традиционным приложениям и разработчикам? Портал InformationWeek узнал мнения экспертов.

ChatGPT уже подключен ко многим приложениям, и с каждым днем их становится все больше. Люди подключаются к ChatGPT в рекордных количествах. OpenAI создает настраиваемые микро-GPT и магазин для их продажи. Состоялся анонс носимой «брошки» с ИИ от компании Humane. AI Pin стоит немалые 699 долл., однако это значительно дешевле многих современных смартфонов.

Традиционные приложения и веб-сайты оказались «зажаты» между этими стремительными разработками.

ChatGPT, как и другие модели и приложения генеративного ИИ (GenAI), умеют понимать и предоставлять то, что запрашивают люди. Если и потребители, и компании смогут получать от GenAI бóльшую часть нужных им услуг с помощью простого голосового, графического или текстового запроса, что заставит их обращаться непосредственно к отдельным приложениям и веб-сайтам?

Приведет ли это к концу приложений в том виде, в котором мы их знаем? И погубит ли это периферийные отрасли, такие как поисковая оптимизация (SEO) и онлайн-реклама? Подождем и увидим, но в любом случае можно с уверенностью сказать, что впереди нас ждут перемены.

GenAI в роли суперприложения

«Суперприложение» означает единое приложение, которое может обрабатывать все запросы. Если вы вспомните компьютер HAL (Heuristically Programmed Algorithmic Computer) из фильма «2001: Космическая одиссея», то вы сможете уловить суть суперприложения, хотя мы обратились к мрачному примеру типа ИИ, которого не существует; по крайней мере, пока не существует.

«Суперприложение требует социального интеллекта человеческого уровня, к пониманию которого мы еще даже не приблизились. Если вспомнить Д.Ж.А.Р.В.И.С. из „Железного человека“, то его социальные навыки — важнейшая часть его общения», — говорит Рахул Раджан, эксперт по взаимодействию человека и компьютера, соучредитель и главный специалист по ИИ Uplift Labs.

GenAI и его приложения, такие как ChatGPT, очаровательны или разговорчивы в большинстве, но не во всех случаях общения с людьми. К сожалению, когда они ведут увлекательную беседу, бывает трудно понять, полезно ли это общение.

Есть веские причины не доверять ИИ. ChatGPT и другие GenAI и большие языковые модели (LLM) доказали свою ненадежность, так как часто страдают от галлюцинаций. Они также могут откровенно лгать, даже когда нет необходимости искажать данные.

«Например, вы можете спросить разговорную модель, какого цвета небо, и она должна ответить „голубое“, поскольку бóльшая часть обработанного ею текста говорит об этом, но в итоге ответит „красное“ или „желтое“», — говорит Хосе Сельви, главный консультант по безопасности NCC Group.

Эта проблема особенно характерна для таких приложений ИИ, как ChatGPT, когда они используются для решения универсальных задач. То есть ChatGPT используется для ответа на любой вопрос, в любое время и немереное число раз. Микро-GPT менее подвержены этой проблеме, поскольку они специализированы и обычно занимаются одним вопросом. Но даже в этом случае GenAI всех мастей подвержены ошибкам.

Это большая проблема, когда точная информация жизненно важна — например, в здравоохранении, при решении юридических вопросов или в ответах на любые другие запросы, где на карту поставлены жизнь, конечности, свобода, деньги или просто душевное спокойствие.

«Чтобы передать управление ИИ, ему нужно доверять, а недоверие — очень первичный врожденный человеческий инстинкт. Все это, конечно, возможно, но речь идет не столько о техническом мастерстве ИИ, сколько о нечетких границах того, что делает нас людьми», — говорит Раджан.

Угроза телефону

Но дело не только в недостатке социальных любезностей и доверия. Оказывается, бойкий разговор не является путем наименьшего сопротивления при выполнении некоторых задач.

«Многие пользовательские интерфейсы (UI) все еще эффективнее, чем голосовые или текстовые подсказки ИИ. Например, мне быстрее сделать несколько движений мышью, чтобы обрезать фотографию, чем указывать точные размеры», — говорит Рэндалл Хант, вице-президент по облачным стратегиям и решениям компании Caylent.

Если использование приложений проще — или так воспринимается — чем использование ИИ, пользователи, скорее всего, продолжат использовать их, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. «В долгосрочной перспективе, возможно, все эти проблемы с интерфейсом будут решаться с помощью все более совершенных технологий», — говорит Хант. Интересно, что некоторые из этих более совершенных технологий, например автономные ИИ-агенты, уже существуют.

Недавно компания Humane представила брошь AI Pin, это устройство может стать предвестником конца телефонных устройств. ИИ-брошь и, несомненно, другие подобные мобильные форм-факторы ИИ, от очков до татуировок, будут выполнять нашу работу за нас — без телефона.

ИИ-брошь AI Pin

Еще один канал?

Есть те, кто говорят, что вопрос о том, «съест» ли ИИ приложения, — неправильный. Это может быть скорее вопрос индивидуальных предпочтений в каналах связи. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.

«Существуют веб-сайты, мобильные приложения, а также колл-центры, и все они являются интерфейсами между клиентами и компанией. ИИ-чатботы станут дополнительным интерфейсом, который мы скоро увидим во многих компаниях, но люди по-прежнему смогут выбирать, какой интерфейс им больше нравится, точно так же, как одни предпочитают пользоваться веб-сайтом, а другие, например, звонить в колл-центр», — говорит Сельви.

Есть и те, кто говорят, что рассматривать модели ИИ как просто еще один канал связи слишком узко и к тому же не совсем обоснованно.

«Один из вариантов представления о GenAI — это новая и мощная операционная система. Как и традиционная ОС, генеративный ИИ предоставляет чрезвычайно общие ресурсы и инструменты — иногда даже слишком общие, — говорит Майкл Кернс, профессор компьютерных и информационных наук в Школе инженерных и прикладных наук Пенсильванского университета. — Поэтому я представляю себе будущее, в котором приложения и веб-сайты все еще существуют, но работают на основе такой ОС. А для менее специфических, открытых взаимодействий по-прежнему будут ценны и увлекательны для пользователей нынешние игровые интерфейсы».

App-plosion vs. App-ocalypse

Есть лагерь, который считает, что ИИ приведет к взрывному росту приложений, а не к их гибели. Конечно, некоторые, но не все его представители — разработчики, которые зарабатывают на жизнь созданием и продажей традиционных приложений. Но это не значит, что они ошибаются.

«ИИ не убьет приложения, а наоборот, мы увидим массовый рост числа приложений, поскольку основная бизнес-логика, алгоритмы и коммерческие секреты, связанные с рабочим процессом, станут менее сложными. Все, что нужно будет сделать, — это построить фронтенд и создать интерфейсы для сценариев использования», — говорит Джимми Ли, технический директор XFactor.io, платформы для выхода на рынок на базе ИИ.

По его словам, в конечном счете это обеспечит простоту, поскольку большинство населения не настолько подковано в технологиях, чтобы разбираться в тонкостях GenAI, и предпочитает интегрировать такие инструменты, как ChatGPT, с помощью кнопок или виджетов в приложениях.

Однако именно это OpenAI и делает с помощью микро-GPT и своего будущего GPT-магазина. Это означает, что ИИ, возможно, опередил разработчиков, перевернув модель: ИИ с приложениями под ним, а не приложения с ИИ, помещенным в виджет.

Но даже в этом случае нам придется подождать, чтобы увидеть, кто же в итоге победит. Пока что в игре остается значительное количество джокеров.

«Модели GenAI можно и нужно использовать для поддержки и усиления приложений, а не для их замены. Приложения на базе ИИ могут дать пользователям возможность быстрее обрабатывать информацию, соединять не связанные между собой данные для создания более богатого контекста и, следовательно, быстро принимать решения на основе данных, что улучшает их опыт работы в приложении», — говорит Сунил Сенан, старший вице-президент компании Infosys.

В конечном счете, кто победит в этой битве — приложения или ИИ — сводится к тому, кто принесет больше пользы. «Простое добавление чатботов в приложения и сервисы, потому что так делают конкуренты, уже не поможет, и организации осознают, что их приложения, поддерживающие ИИ, должны приносить пользователям больше пользы», — добавляет Сенан.