Хотя 2023-й широко признается годом генеративного искусственного интеллекта (GenAI), недавнее исследование принадлежащей Intel компании cnvrg.io показывает другую реальность. По данным опроса «2023 ML Insider», только 10% организаций запустили решения GenAI в этом году. Это подчеркивает парадоксальную на первый взгляд тенденцию, сообщает портал Datanami.

cnvrg.io — принадлежащая Intel компания, специализирующаяся на платформах ИИ и больших языковых моделях (LLM). Ее очередной ежегодный отчет дает представление о последних тенденциях в индустрии ИИ и МО. Исследование основано на опросе 430 профессионалов, которым было предложено ответить на вопросы о том, как GenAI используется в их организациях и какие планы они строят в отношении развития ИИ в будущем.

По словам Маркуса Флиерла, корпоративного вице-президента и генерального директора Intel Cloud Services, одной из причин, по которой организации не решаются внедрять GenAI, являются «барьеры, с которыми они сталкиваются при внедрении LLM».

«С расширением доступа к экономически эффективной инфраструктуре и сервисам мы ожидаем более широкого внедрения в следующем году, поскольку будет проще доработать, настроить и развернуть существующие LLM, не привлекая квалифицированных ИИ-специалистов для управления сложностью», — полагает он.

Еще одним ключевым выводом отчета стал удивительно низкий уровень внедрения технологий GenAI в компаниях. Около трех четвертей респондентов сообщили, что их организации еще не внедрили модели GenAI в производство.

В то же время организации, внедрившие GenAI, отмечают такие преимущества технологии, как улучшение клиентского опыта (58%), повышение эффективности (53%) и расширение возможностей продуктов (52%).

Исследование показывает, что большинство компаний занимаются GenAI, создавая собственные модели LLM и настраивая их в соответствии со своими задачами. Однако из результатов опроса также следует, что одной из ключевых проблем такого подхода является отсутствие инфраструктуры для встраивания LLM в продукты. Прогрессу также мешают нехватка талантливых специалистов в области ИИ, высокая стоимость внедрения и проблемы с соблюдением нормативных требований.

Респонденты опроса осведомлены о росте спроса на специализированные навыки в области ИИ. 84% из них отметили, что им необходимо повышать свою квалификацию и интерес к технологиям ИИ. Только 19% уверены в том, что понимают, как работает технология LLM.

Несмотря на наличие серьезных проблем, препятствующих внедрению GenAI, отчет показывает, что эта технология оказывает значительное влияние на бизнес. По сравнению с прошлым годом число случаев использования чатботов или виртуальных агентов выросло на 26%; генерация и перевод текстов выросли на 12%.

Выводы cnvrg.io согласуются с недавним исследованием KPMG US, согласно которому около двух третей (65%) опрошенных американских руководителей считают, что наибольшее влияние GenAI окажет примерно через 3-5 лет, и именно поэтому они все еще находятся в годе или двух от внедрения своего первого GenAI-решения.

Согласно отчету Teradata, еще одной причиной медленного внедрения GenAI может быть неготовность предприятий к массовому внедрению. Исследование показывает, что руководители глобальных компаний уверены в возможностях технологии GenAI для будущих предложений и операций, однако они считают, что еще многое предстоит сделать, прежде чем произойдет масштабное внедрение.

Прогнозируемые расходы на GenAI-инициативы значительно возрастут в ближайшие годы, а в 2027 г., по некоторым оценкам, достигнут 143 млрд. долл. Чтобы увеличить скорость внедрения GenAI в производство, компании могут рассмотреть возможность использования сторонних услуг по разработке, а если они хотят создать собственные модели ИИ, то им потребуются значительные инвестиции в инфраструктуру и навыки работы с ИИ.