Коллаборативные роботы (коботы) становятся все «умнее» и интуитивнее. Что это значит для их коллег-людей, обсуждают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

Познакомьтесь с новым талантливым коллегой. Это робот.

Коллаборативные роботы призваны помочь людям в различных областях — от производства до медицины — работать более безопасно и продуктивно. Добавление искусственной реальности к коботам обещает сделать технологию более адаптируемой и интуитивно понятной.

«Коботы уже совершают революцию в самых разных отраслях — от производства и здравоохранения до строительства и обучения, — отмечает Дуглас Кент, исполнительный вице-президент по корпоративным и стратегическим альянсам Ассоциации управления цепочками поставок (ASCM). — Добавление технологии искусственного интеллекта выведет это развитие на новый уровень».

До сих пор технология коботов была ориентирована в основном на выполнение отдельных функций, таких как помощь работникам в подъеме и упаковке товаров. «ИИ способен расширить и усовершенствовать эти возможности, повышая производительность, безопасность и точность», — говорит Кент.

Он прогнозирует, что коботы с ИИ будут способствовать более глубокому сотрудничеству и партнерству между людьми и устройствами, повышая эффективность и улучшая душевное спокойствие. «Коботы могут использоваться для помощи людям в самых разных сферах: от выполнения повторяющихся и ручных задач и обеспечения безопасности до улучшения анализа данных и прогнозирования спроса», — поясняет он. Это не только поможет предприятиям повысить эффективность и точность выполнения многих рутинных рабочих задач, но и принесет облегчение работникам, страдающим от скучных и рутинных задач, повышая их удовлетворенность трудом. «В конечном счете цель этой технологии — выполнять задачи, которые человек не может или не должен выполнять, улучшая при этом работу глобальных цепочек поставок», — считает Кент.

Ключевые разработки

По словам Брайана Закрайсека, руководителя направления интеллектуального производства Deloitte Consulting, сочетание коботов с такими технологиями, как ИИ, большие языковые модели (LLM), зрение в реальном времени, интерфейсы low- и no-code, а также моделирование, сегодня создает большую часть ценности. «Мы видим экосистемы, наборы инструментов и рыночные площадки, созданные стартапами, компаниями-производителями и поставщиками оборудования, еще больше расширяющие возможности на пересечении этих технологий», — отмечает Закрайсек и добавляет, что скорость, с которой происходит переход от исследованиий к коммерческому применению, поистине поразительна: «Мы видим, как компании из всех отраслей исследуют и тестируют сценарии использования, которые направлены на автоматизацию ранее невыполнимых задач».

LLM, один из новейших успешных типов алгоритмов ИИ, может улучшить взаимодействие кобота и пользователя. «LLM могут дать коботам возможность естественно общаться с людьми», — считает Питер Стоун, исполнительный директор Sony AI America. В качестве примера значительного прогресса он приводит Добби, разговорного сервисного робота, управляемого GPT-4. «Эта новая работа представляет робототехническую платформу, которая встраивает разговорный ИИ-агент в систему понимания естественного языка и принятия интеллектуальных решений для сервисных задач, интегрируя планирование задач и человекоподобное общение, — объясняет Стоун. — Помимо создания диалогов, Добби может взаимодействовать с физическим миром, оправляя команды роботу, что позволяет органично объединить общение и поведение».

По его словам, многие исследователи также изучают способы, с помощью которых LLM могут помочь коботам планировать различные последовательности действий, генерировать функции вознаграждения для обучения с подкреплением, более эффективно ориентироваться и беспрепятственно взаимодействовать с людьми. Стоун считает, что наиболее интересным применением коботов станут сервисные роботы общего назначения, которые будут помогать людям выполнять различные задачи на работе, дома и в общественных местах.

В поисках выгоды

По словам Закрайсека, когда речь заходит о коботах, организации могут использовать множество возможностей и технологий при условии, что будет какая-то ощутимая выгода. Первоначальное развертывание коботов требует времени и затрат. Однако, как и в случае с любыми другими важными инвестициями в бизнес, ценность будет проявляться в расширении приложений и повышении конкурентоспособности. «Организациям следует продолжать направлять инвестиции в коботов в наиболее ценные области для увеличения доходов, снижения затрат или уменьшения рисков», — говорит Закрайсек.

По словам Кента, при правильном внедрении коботы с поддержкой ИИ принесут множество преимуществ. «Однако необходимо предусмотреть период первоначальной адаптации, посвященный обучению, — предупреждает он. — Коботы будут эффективны только при тщательной поддержке со стороны человека, поэтому организациям придется повышать квалификацию и переобучать своих сотрудников, чтобы воспользоваться преимуществами этой технологии и избежать ее неправильного использования».