Взлом аккаунтов государственных услуг, выманивание денег под предлогом помощи близким, кража персональных данных — это лишь часть результатов социальной инженерии. В чем особенности этого вида мошенничества и как от него защититься, рассказал директор по стратегическим альянсам и взаимодействию с органами государственной власти группы компаний «Гарда» Павел Кузнецов.

Социальная инженерия — термин, который обычно используют для описания действий злоумышленников для хищения конфиденциальной информации, персональных данных, денег, доступов в системы авторизации сервисов и приложений и др. Обычно для этих целей мошенники прикидываются родственниками и пишут сообщения с просьбами о помощи или звонят, представляясь сотрудниками органов правопорядка.

Стоит обратить внимание на то, что сотрудники банков и полиции, как правило, не обращаются напрямую к клиентам. Поэтому в 99% случаев такой звонок — мошеннический. Убедиться в том, что звонит сотрудник конкретной организации, можно, сбросив звонок без разговоров и позвонив по официальному номеру в банк или подразделение полиции. Уточните, числится ли сотрудник, чьим именем представляется звонящий, и правомерен ли его звонок. С полицией такие действия удобны еще и тем, что можно сразу проконсультироваться о том, куда передать данные звонивших.

Провоцируя на эмоции, срочность решения проблемы или манипулируя человеческими слабостями, мошенники уговаривают жертв взять кредит или перевести им деньги. Они рассказывают о том, что близкие якобы в опасности или предоставляется возможность моментально и без труда обогатиться. Это, пожалуй, самые «популярные» приемы. Также атакующие часто заявляют, что якобы располагают компрометирующими материалами, записанными прямо с веб-камеры, и, в случае отказа выполнить требования, угрожают их распространить.

Самая уязвимая категория граждан в мошеннических схемах — пожилые люди. Они более доверчивы, им сложнее успевать за развитием технологий и быть в курсе современных тенденций. Им требуется много времени и сил, чтобы разобраться в ежедневно меняющейся реальности. Именно поэтому важно вести постоянную просветительскую работу по повышению осведомленности по части угроз, сообщать о случаях мошенничества, освещаемых в СМИ. Можно, например, помочь пожилым родственникам настроить максимум контрольных мер в используемых ими банковских сервисах — чтобы автоматически блокировать перевод средств или заем крупных сумм.

В целом, вне зависимости от возраста, необходимо быть бдительными. Часто злоумышленники, собирая информацию в социальных сетях, составляют профили своих жертв. Делают они это для того, чтобы втереться в доверие и «подобрать» максимально эффективный способ атаки.

К сожалению, методов защиты, которые бы гарантированно защитили все слои населения от мошенников, не существует. Однако рекомендации, которые помогут снизить риски от атак злоумышленников, справедливы для всех в равной степени. Необходимо сокращать свой цифровой след и не пренебрегать базовыми правилами кибергигиены. К ним на базовом уровне можно отнести:

  1. доступы:
    • не хранить пароли в легкодоступных местах;
    • не использовать один и тот же пароль для разных сервисов;
    • примерно раз в полгода менять пароли;
    • использовать сложные длинные пароли, сочетающие написание букв верхнего и нижнего регистра, цифры;
    • никому не сообщать пароли;
    • использовать мультифакторную аутентификацию;
  2. цифровой след:
    • не публиковать адреса, телефоны, иную личную информацию в интернете;
    • избегать участия в «аттракционах невиданной щедрости», для участия в которых необходимо отправить организаторам контактную информацию;
    • для совершения транзакций по переводу денежных средств использовать официальные приложения банков, проверять доменные имена;
    • стараться избегать использования общедоступных сетей Wi-Fi и бесплатных сервисов VPN.