Когда даже автоматизации недостаточно, чтобы опередить конкурентов, возможно пора задуматься о переходе на гиперавтоматизацию. Вот что об этой концепции говорят опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

Гиперавтоматизация — это концепция, направленная на автоматизацию как можно большего количества бизнес- и ИТ-процессов. Используя преимущества множества технологий, инструментов и платформ, включая искусственный интеллект, машинное обучение, роботизацию процессов (RPA) и аналитику, гиперавтоматизация обещает дать тем, кто ее примет, тактическое преимущество на рынке.

Гиперавтоматизация расширяет сферу автоматизации, выходя за рамки повторяющихся задач и обеспечивая интеллектуальные инсайты, помощь в принятии решений и расширенное взаимодействие с данными и процессами, говорит Алекс Мандерс, партнер по новым технологиям и инновациям консалтинговой компании ISG.

По сути, гиперавтоматизация — это «культура автоматизации всего, что можно автоматизировать, — отмечает Ник Ран, руководитель отдела автоматизации компании Centric Consulting. — Гиперавтоматизация последовательно предлагает не делать одно и то же дважды и вместо этого автоматизировать эту задачу».

Основная цель гиперавтоматизации проста, говорит Патрик Тайн, вице-президент по продуктам компании SS&C Blue Prism, специализирующейся на интеллектуальной автоматизации: использовать людей там, где это необходимо, и автоматизировать все, что можно. «Только с таким мышлением вы получите все преимущества автоматизации», — отмечает он.

Мандерс приводит три примера того, как гиперавтоматизация может принести пользу тем, кто использует ее в конкретных отраслях:

  • В банковской сфере и сфере финансовых услуг гиперавтоматизация может принести пользу процессам, начиная с подготовки нормативной отчетности, маркетинга, продаж и дистрибуции и заканчивая банковским обслуживанием, платежными операциями, кредитованием и бэк-офисными операциями.
  • Страховые компании могут извлечь выгоду, автоматизировав обработку претензий — важнейшую, но рутинную задачу, обеспечив более эффективное и точное рассмотрение претензий.
  • Розничная торговля может использовать гиперавтоматизацию в различных областях, таких как управление заказами, платежи, транспортировка, складирование, инвентаризация и управление поставщиками.

С чего начать

Не существует единого правила для принятия решения о внедрении гиперавтоматизации. «Везде, где есть огромное количество повторяющейся и рутинной работы, неэффективное использование данных и неэффективные процессы, напрашивается гиперавтоматизация», — говорит Тайн, отмечая, что, как правило, гиперавтоматизация ассоциируется с крупными предприятиями.

Путь к гиперавтоматизации должен начинаться с полного понимания конкретных потребностей и целей бизнеса, что заложит прочный фундамент для определения нескольких управляемых сценариев, которые смогут продемонстрировать потенциальную ценность гиперавтоматизации. «Создание дорожной карты — важный следующий шаг, обеспечивающий четкий путь от инициативы до внедрения и создающий основу для запуска пилотных проектов», — говорит Мандерс.

По словам Тайна, хорошей отправной точкой является демонстрация потенциальной рентабельности инвестиций в несколько дорогостоящих задач. «Вы можете упростить определение этих ключевых областей с помощью анализа процессов», — отмечает он. Анализ процессов считывает неструктурированные данные, чтобы нарисовать проницательную картину текущих процессов, дающую ценные инсайты о неэффективности и возможностях. «Она изучает рутинные процессы, чтобы найти процессы, подходящие для автоматизации, и помогает определить процессы, автоматизация которых принесет максимальную прибыль вашему бизнесу, обеспечив наибольшую ценность бизнес-результатов», — поясняет Тайн.

Проблемы и их решения

Создание сложной экосистемы гиперавтоматизации требует значительных инвестиций в технологии, говорит Мандерс. «Кроме того, интеграция множества технологий и инструментов, присущая гиперавтоматизации, может привести к увеличению сложности, что сделает обслуживание экосистемы сложной задачей», — отмечает он.

Отсутствие четких целей и руководящих принципов также может создать серьезные проблемы. Автоматизация без администрирования может привести к тому, что отдельные отделы будут создавать свои собственные автоматизированные процессы, которые могут противоречить процессам других отделов. В результате гиперавтоматизация может привести к тому, что некоторые отделы не смогут воспользоваться решениями, уже внедренными другими отделами. Кроме того, каждый раз, когда организация переносит данные в другой процесс или платформу, существует риск утечки данных. «Если мы не будем следовать лучшим практикам и не обеспечим безопасность данных, эта информация может попасть в чужие руки», — предупреждает Ран.

Гиперавтоматизация также может привести к зависимости от экосистемы инструментов и технологий конкретного поставщика. «Такая зависимость может представлять опасность, особенно в сценариях, когда поддержка поставщика или непрерывность услуг имеют решающее значение для системы гиперавтоматизации организации», — говорит Мандерс.

Заключительные соображения

Команды, отвечающие за автоматизацию, должны стараться общаться с руководителями предприятий и другими ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы они знали, чего можно ожидать от цифровой рабочей силы, включая обсуждение планов гиперавтоматизации по повышению эффективности и конечной рентабельности инвестиций. «Лучший способ получить максимальную отдачу от цифровых работников — не рассматривать их как отдельную рабочую силу», — советует Тайн. Вместо этого подумайте о долгосрочной ценности потенциально бесконечной рабочей силы — как людей, так и их цифровых аналогов. «Это означает, что вы должны быть готовы к адаптации, обучению, развитию и управлению новыми цифровыми сотрудниками так же, как и к работе с людьми», — поясняет он.

Гиперавтоматизация быстро развивается, новые технологии и методологии появляются регулярно. «Для организаций, которые хотят внедрить или продвинуть свои инициативы в области гиперавтоматизации, очень важно быть в курсе последних событий, передового опыта и отраслевых стандартов», — говорит Мандерс.