2023-й стал годом прорыва искусственного интеллекта. Что же ждет нас в 2024-м? Десять опрошенных порталом InformationWeek ИТ-экспертов предсказывают, как, по их мнению, будет развиваться ИИ.

Когда наступил 2023 г., немногие наблюдатели акцентировали внимание на том, какое сильное влияние окажет ИИ на ИТ, бизнес и мир в целом. Теперь, когда пыль улеглась, пришло время заглянуть в новый год и посмотреть на тенденции, которые будут определять прогресс ИИ в 2024-м.

1. LLM ведут к AGI

Определяющим ИИ-трендом в 2024 г. станет широкая интеграция больших языковых моделей (LLM), таких как ChatGPT, что приведет к появлению ИИ общего назначения (AGI), прогнозирует Ави Груска, старший директор по ИИ компании Sisense, специализирующейся на аналитических технологиях. «Эта тенденция подчеркивает изменения в динамике рабочей силы, где ИИ расширяет рабочие роли, поддерживая основные навыки и творческие способности, особенно в аналитике данных», — отмечает он.

2. Более сильная киберзащита, более изощренные злоумышленники

ИИ уже дает огромные преимущества нашим киберзащитникам, позволяя им улучшать возможности, сокращать трудозатраты и лучше защищать от угроз, говорит Фил Венаблс, CISO Google Cloud. «Мы ожидаем, что в 2024 г. эти возможности и преимущества возрастут, поскольку защитники овладеют технологией, а значит смогут направлять ее развитие с учетом конкретных сценариев использования», — поясняет он.

С другой стороны, Венаблс ожидает, что злоумышленники будут использовать генеративный ИИ и LLM для персонализации и постепенного масштабирования своих деструктивных кампаний: «Они будут использовать все возможное, чтобы размыть границу между доброкачественными и вредоносными приложениями ИИ, поэтому защитники должны действовать быстрее и эффективнее».

3. ИИ становится мультимодальным

Самым важным трендом в области ИИ в 2024 г. станет появление мультимодальных архитектур поиска/извлечения и мультимодальных выводов, которые займут центральное место в ИИ-продуктах, прогнозирует Рак Гарг, директор Bain Capital Ventures.

Большинство ИИ-продуктов 2023 г., вдохновленных ChatGPT, были текстовыми. «Но пользователи предпочитают более выразительное ПО, которое взаимодействует с ними во всех модальностях — голос, видео, аудио, код и т. д., — говорит Гарг. — Если мы сможем заставить эти архитектуры работать в масштабе, что потребует специализированного набора инструментов расширенного поиска для инноваций в мультимодальности, мы сможем открыть новую категорию ПО, которое обеспечивает гораздо более точные результаты».

4. Новый этап развития генеративного ИИ

Наиболее заметной тенденцией 2024 г. станет второй акт генеративного ИИ, прогнозирует Ник Магнусон, руководитель отдела ИИ аналитической компании Qlik. «Первые признаки указывают на то, что он превращается из концептуально стимулирующей технологии в рамках спекулятивного цикла экспериментов в технологию, оказывающую практическое воздействие на организации в целом», — говорит он.

По прогнозам Магнусона, общие, универсальные модели, скорее всего, выйдут из моды, и на смену им придут специализированные приложения, ориентированные на конкретную область. «Эта эволюция будет особенно заметна в B2B-контексте, где потребность в специализированных ИИ-решениях имеет первостепенное значение».

5. ИИ кардинально меняет анализ данных

Самой значительной тенденцией в области ИИ в 2024 г., вероятно, станет разрушение генеративным ИИ традиционной практики анализа данных, считает Боб Брауэр, основатель и генеральный директор консалтинговой компании Interzoid. «Лицо аналитики, визуализации и управления данными кардинально изменится», — прогнозирует он.

Разговорная аналитика, наряду с достижениями в области обработки естественного языка (NLP), сделает многие текущие и традиционные подходы к бизнес-аналитике устаревшими, предупреждает Брауэр. «По мере того как эти разговорные инструменты на базе ИИ будут развиваться и становиться все более простыми и удобными для взаимодействия, они будут все лучше интерпретировать нюансы, контекст и сложные вопросы, задаваемые в естественной речи», — полагает он. Между тем, сложные интерфейсы, такие ввод посредством голоса и изображений, откроют двери для более быстрых, глубоких и хорошо сформулированных запросов данных. «Все это позволит проводить более глубокую и полезную аналитику в режиме реального времени, которая станет основой для принятия решений и разработки бизнес-стратегии», — считает Брауэр

6. ИИ отправляется за покупками

Генеративный ИИ повлияет на то, как люди будут находить товары и совершать покупки, считает Рейчел Мур, старший вице-президент и руководитель отдела инкубации компании Synchrony, предоставляющей финансовые услуги. «Это включает в себя потенциальную эволюцию поиска товаров, составления бюджета и проведения платежей в иммерсивном опыте с использованием пространственных вычислений», — отмечает он.

На самом деле, расширенная реальность и пространственные вычисления могут вызвать такой переворот в коммерции, какого мы не видели со времен появления интернет-магазинов. «Когда поиск будет приближен к реальности и станет более интеллектуальным, представьте себе, насколько сильной будет тяга что-то купить (и оплатить с помощью мощной встроенной системы платежей), — говорит Мур. — Это будет единый опыт с генеративным ИИ, питающим его основные части».

7. Дипфейков становится больше

Дипфейки будут множиться и становиться все более изощренными, прогнозирует Лэнс Худ, старший директор по омниканальной аутентификации компании TransUnion. «Инструменты создания правдоподобных дипфейков с помощью ИИ стали широко доступны только недавно, но на рынке уже существуют десятки предложений, способных обмануть решения по проверке личности и получить несанкционированный доступ к цифровым активам и онлайн-счетам», — сетует он.

В частности, технология глубокой подделки голоса стала очень продвинутой за короткий период времени, отмечает Худ. «Прослушав всего несколько секунд чьего-то голоса, эти инструменты могут убедительно синтезировать полный голосовой профиль и сказать этим голосом все, что угодно, — поясняет он. — Другие ИИ-инструменты позволяют преступникам создавать все более убедительные поддельные изображения и документы, что представляет серьезную угрозу для отраслей, работающих с большими объемами персональной информации и активами клиентов».

8. Профессиональное создание контента набирает обороты

Джереми Туман, генеральный директор компании Aug X Labs, специализирующейся на видеомонтаже с использованием ИИ, считает, что 2024-й станет годом, когда ИИ действительно начнет работать на создателей контента. «Мы можем ожидать, что по мере преодоления технических, финансовых и юридических препятствий для правильного использования этой технологии крупные бренды начнут использовать созданные с помощью ИИ медиа, а не просто быстрые ответы на электронные письма или итерации шутливых изображений», — полагает он.

ИИ для профессионального создания контента позволит компаниям взаимодействовать со своими клиентами гораздо более целенаправленно и увлекательно, считает Туман. «Все более персонализированный и индивидуальный контент будет таргетировать аудиторию на каждом экране», — утверждает он.

9. ИИ революционизирует разработку ПО

Быстрая эволюция централизованных платформ и интеграция ИИ/MО во все этапы жизненного цикла разработки ПО — от идеи и планирования до управления развертыванием в производстве — приведут к революции в разработке ПО, считает Сандхья Сридхаран, руководитель отдела инженеров, платформ и опыта JPMorgan Chase.

Эти тенденции упорядочат и ускорят каждый аспект рабочего процесса инженера, уменьшат когнитивную перегрузку, позволят создавать многократно используемый код, упростят поиск кода и позволят быстрее устранять неполадки. ИИ будет даже генерировать тестовый код, позволяя разработчикам сосредоточиться на творческих аспектах дизайна ПО и быстрее выводить решения на рынок. «Новые отношения между инженерной платформой и ИИ/МО откроют путь к эре разработки, в которой интеллектуальная автоматизация и человеческое творчество объединятся для предоставления исключительных продуктов и услуг в беспрецедентных масштабах клиентам и пользователям по всему миру», — прогнозирует Сридхаран.

10. Администрирование ИИ усиливается

По словам Таруна Чопры, вице-президента IBM по управлению продуктами, данными и ИИ, в 2024 г. предприятия будут вкладывать все больше средств в администрирование ИИ. «Мы увидим, как компании сосредоточатся на своих стратегиях работы с данными, уделяя особое внимание регулированию ИИ и качеству данных», — объясняет он. По его словам, организации будут использовать автоматизацию и цифровых работников, чтобы у сотрудников было больше времени на решение таких задач, как повышение квалификации, развитие собственных работ и поиск новых способов использования ИИ в своих интересах. При этом они будут уделять особое внимание своей готовности к соблюдению грядущих норм и правил безопасности и прозрачности, проактивному снижению рисков и контролю за справедливостью, предвзятостью и смещением моделей.