НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Сети/Серверы/СХД/ЦОД:
Сетевые фильтры Powercom: оптимальная защита вашей электроники
Сложно представить себе современную квартиру или офис без большого количества электрических розеток. Их всегда …
«Нейронные сети и машинное обучение приведут к ускорению развития»: ведущий IT-эксперт Аралтан Горяев оценивает будущее индустрии
Недавно в Дубае на Всемирном правительственном саммите один из крупнейших предпринимателей заявил …
Корпоративная мобильность: тренды, подходы, реализация
Возможность мобильной работы с документами удобна для сотрудников, но также экономически выгодна компании …
МТС запустил сервис для работы с документами SmartDocs
ПАО «МТС» цифровая экосистема, объявила о запуске сервиса SmartDocs. Новое решение повысит эффективность …
Облака: вчера, сегодня, завтра
GoCloud 2024, конференция крупнейшего российского облачного провайдера Cloud.ru, привлекла внимание многих участников …
 

RuPost: эффективная санкционно-устойчивая альтернатива Exchange

12.01.2024

Электронная почта была и остается наиболее распространенным, привычным и, главное, стабильным средством корпоративных коммуникаций. Почтовые серверы в плане функциональности, наверное, самые консервативные элементы корпоративного ИТ-рельефа — ничего принципиально нового здесь не появлялось много лет. Но сейчас и у решений этого класса в российских условиях идет активная миграция почтовых серверов на новый софт.

Основная причина этой миграции — необходимость перехода на санкционно-устойчивые решения в составе корпоративного ИТ-рельефа. Это справедливо практически для всего корпоративного софта — системного, инфраструктурного, прикладного и т. д. — в том числе и для рассматриваемых нами почтовых серверов.

Куда переходить?

При ближайшем рассмотрении действительно рабочих вариантов целевых платформ для миграции почтовых решений оказывается не так уж и много. В условиях глобальной гегемонии Microsoft Exchange в рассматриваемом сегменте альтернативы для этого решения создавали и развивали относительно редко, поэтому на данный момент количество актуальных вариантов можно пересчитать по пальцам.

Конечно, доступны свободно-распространяемые решения. Однако, корпоративным заказчикам такой софт для почты лучше сразу исключить из рассмотрения. Следует помнить про некоторые обстоятельства, которые, с одной стороны, очевидны, с другой стороны — их слишком часто упускают из вида. Про отсутствие технической поддержки у «опенсорса» помнят все, но есть еще некоторые детали.

Программа, на которую придется выполнять миграцию, будет под Linux (в имеющейся ситуации было бы странным пытаться создавать санкционно-устойчивое почтовое решение, работающее на сервере Microsoft!), что уменьшает количество доступных вариантов.

ТСО (Total Cost of Ownership, полная стоимость владения) для корпоративных инструментов никогда не будет нулевой. Начальные затраты на приобретение продукта будут многократно «усугублены» тратами на его развертывание, настройку, администрирование, апгрейд и прочие действия. В случае со свободно-распространяемым софтом ТСО зачастую получается неприлично большим, так как упомянутые выше дефицитные спецы-«линуксоиды» будут требоваться как на фазе упомянутой проверки совместимости, так и на всех последующих этапах. Людей с такой квалификацией очень мало! Их точно не хватит на всех корпоративных заказчиков в РФ.

Поэтому при всем кажущемся богатстве выбора альтернатива Exchange в российских условиях сводится к трем-пяти вариантам. Для корпоративных заказчиков из РФ оптимален будет переход на одно из российских экосистемных решений, где есть доверенный серверный Linux и достаточно развитый почтовый сервер, изначально обладающие гарантированной совместимостью. За такими решениями стоит вендор, поэтому они обеспечены техподдержкой, что в данном случае тоже важно.

Перечень таких вариантов всем хорошо известен. Поэтому выбор для более подробного рассмотрения тандема из Astra Linux и RuPost вполне логичен.

Электронная почта в мире продолжает наращивать популярность. Бум корпоративных чатов, корпоративных же мессенджеров (они отличаются от массовых, прежде всего, интеграцией с бизнес-решениями для обеспечения инфобезопасности), не мешает росту количества зарегистрированных почтовых ящиков, отмечают представители «Группы Астра». Рост количества ящиков составляет внушительные 5% в год по данным различных исследований, но также нарастает почтовый трафик — как по количеству сообщений, так и по общему объему. Пусть сегодня в почтовом трафике порядка 82% спама — большинство из которого успешно отсекают антиспам-решения, а некоторым, несущим фишинговое содержимое, занимаются антивирусы — но количество актуальных писем в бизнес-среде тоже продолжает устойчивый рост.

RuPost: история

RuPost в качестве продукта существует два с половиной года, что в современных российских условиях достаточно приличное время присутствия на рынке и совершенствования. Продукт создан опытной командой разработчиков, которая известна корпоративной мобильной платформой WorksPad для организации защищенной мобильной работы сотрудников. Команда была некоторое время назад приобретена «Группой Астра» вместе с продуктом.

Продукт обладает требуемой санкционной устойчивостью, так как изначально является российской разработкой. Разумеется, RuPost входит в Реестр российского программного обеспечения, что позволяет без проблем использовать продукт как в коммерческих, так и в государственных структурах.

RuPost: что «под капотом»?

RuPost лицензируют по количеству почтовых ящиков пользователей определенной редакции Standard или Enterprise. При этом в обоих случаях серверная лицензия будет доступна бесплатно вне зависимости от количества серверов в компании.

В стандартной поставке есть все, что нужно для обеспечения работы системы электронной почты компаний практически любого размера. Разумеется, реализована поддержка как собственно почты, так и сопутствующих инструментов — календарей, списков контактов, корпоративной адресной книги и т. д., а также каталогов (ALD Pro, AD, FreeIPA). Система работает с архивными папками и хранилищем Record Storage, где хранятся удаленные из корзины письма пользователей. Доступ туда есть только у администраторов системы. Такая функциональность доступна даже в варианте Standard — что необходимо для корпоративных заказчиков.

В варианте поставки Enterprise добавлена поддержка кластеров на сервере (архитектура Active-Active с поддержкой протокола PROXY v2), доступны средства балансировки нагрузок и т. д. Также реализован командный интерфейс (CLI) для автоматизации управления, расширены и дополнительные разнообразные функции для управления, автодиагностики и автовосстановления почтовой системы. Для компаний среднего размера это в большинстве случаев избыточно, а вот заказчикам федерального масштаба — с сотнями тысяч пользователей, сложной филиальной структурой и пр. — могут быть актуальны для оптимизации администрирования и, как следствие, снижения ТСО.

Важно, что вендор развивает RuPost именно как решение для почты, не добавляя в него дополнительных функциональных возможностей. Однако, стоит подчеркнуть, что система без проблем интегрируема — причем «из коробки»! — с российскими антивирусами (например, Kaspersky и DrWeb), системами антиспама, DLP-решениями и т. д.

Оптимизация ТСО

Основным элементом, упрощающим администрирование и позитивно влияющим на стоимость разворачивания/настройки/поддержки/etc. является наличие у RuPost развитых современных средств управления и простых в использовании инструментов для администрирования. Для работы с этой системой достаточно базовых компетенций администрирования почтовых решений, наработанных во время использования Microsoft Exchange. Осваивать специфические инструменты — например, столь любимую классическими «линуксоидами» командную строку — при этом не придется.

RuPost располагает современными инструментами, упрощающими повседневную работу системного администратора, например, единым интерфейсом для установки квот, размера сообщений и пр., а также средствами автоконфигурирования клиентов, включая MS Outlook 2013 и выше. В версии Enterprise добавлены средства для «сосуществования» в едином ИТ-рельефе серверов на RuPost с серверами на Microsoft Exchange, что часто бывает нужно в крупных корпорациях.

Представители вендора особо подчеркивают простоту миграции с Exchange на RuPost. За выходные вполне можно реализовать «переезд» корпоративной почты: сотрудники, выйдя на рабочие места в понедельник, «бесшовно» продолжат работу, даже не подозревая о том, что работу почты, каталогов и адресных книг теперь обеспечивает уже совсем другая система.

На стороне сотрудников может продолжать работу старый добрый Outlook, хотя доступен фирменный клиент RuPost Desktop, а также могут быть использованы любые другие почтовые клиенты. Никакого дополнительного обучения персонала при этом, разумеется, не потребуется — для сотрудников переход будет не только бесшовным, но и прозрачным.

RuPost располагает web-интерфейсом, что позволяет сотрудникам компании получать доступ к корпоративной почте с любых внешних систем — разумеется, если соответствующая возможность предусмотрена корпоративными политиками безопасности. Однако вендор рекомендует для обеспечения корпоративной мобильности на современном уровне использовать WorksPad — решение класса ЕММ, которое устанавливают в криптоконтейнерах на мобильных устройствах сотрудников.

Вместо заключения

Подводя итоги отметим, что RuPost является полноценным функциональным аналогом Exchange, причем оптимизированным под потребности российских корпоративных пользователей. Все необходимые технические процедуры — от разворачивания решения на стороне клиента и миграции до администрирования и балансировки нагрузки на основе кластерных конфигураций — может легко и просто выполнять «админ» с базовой квалификацией. Проходить переобучение на новые инструменты не придется ни администраторам, ни пользователям, что в современных условиях критично.

Важно, что RuPost является полноценным продуктом, к которому «прилагается» техническая поддержка корпоративного уровня — с «горячей линией» и прочими компонентами — которая едина для всей продукции из экосистемы «Группы Астра». Продукт обладает уровнем надежности, вполне достаточным для бизнес-использования, а также продолжает развитие и совершенствование. Также стоит отметить гибкость системы, в которую заложены возможности вертикального и горизонтального масштабирования, то есть почтовое решение вполне может расти сообразно динамике развития компании-заказчика.

Решение RuPost востребовано различными по масштабу компаниями. Продуктом пользуются компании из ЖКХ и логистики, учреждения культуры и органы исполнительной власти, а также заказчики из нефтегазовой и промышленной отраслей страны.

Другие спецпроекты
Печать

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
19 марта (вторник), 11:00 — 14 мая 2024 г. (вторник), 21:00, онлайн
Как получить максимальную отдачу от автоматизации сети
Автоматизация сетей набирает обороты. Опрошенные порталом Network Computing эксперты рассказывают о том, как можно …
GenAI и IaC: ускорение генеративного ИИ зависит от инфраструктуры как кода
Способствуя автоматизации и оркестровке компонентов инфраструктуры, модель IaC («инфраструктура как код») играет …
Защита периферийных дата-центров: проблемы и решения
Независимый аналитик Кристофер Тоцци рассказывает на портале Data Center Knowledge о том, почему безопасность …
Преимущества модели NaaS, ориентированной на клиента
Поскольку многие предприятия только начинают осваивать модель «сеть как сервис» (NaaS), сервис-провайдеры могут …
GaN: новые полупроводниковые технологии, обеспечивающие энергоэффективность ИИ
Рынок полупроводников на основе карбида кремния (SiC) и нитрида галлия (GaN) растет, поскольку центры …