Генеративный искусственный интеллект (GenAI) еще только делает первые шаги, но по мере распространения этой технологии сектор бизнес-услуг могут ожидать большие перемены. Исследование «2024 AI outlook», опубликованное рейтинговым агентством Moody’s, показало, что GenAI способен разрушить ряд отраслей, включая юридические и бизнес-услуги, сообщает портал ComputerWeekly.

Исследование опирается на данные PwC, согласно которым четверть руководителей компаний ожидают сокращения численности персонала в связи с появлением ИИ. Согласно докладу Международного валютного фонда (МВФ), также цитируемому в исследовании Moody’s, ИИ может затронуть 40% мировой занятости, причем развитые страны пострадают сильнее, чем развивающиеся страны и новые рынки.

Несмотря на то, что ИИ предлагает способ повысить производительность бизнеса и создать новые рабочие места, Moody’s прогнозирует, что в некоторых областях, требующих среднего и высокого уровня образования, которые не предполагают взаимодействия лицом к лицу, осуществить переход будет сложно.

В исследовании Moody’s отмечается, что ИИ все еще находится на ранней стадии развития и вряд ли окажет существенное влияние на кредитное качество компаний в ближайший год. Авторы отчета отмечают, что растущие расходы на ИИ, совершенствование моделей и периферийные вычисления ускорят внедрение ИИ, что может привести к тому, что некоторые компании пострадают, поскольку модели начнут конкурировать.

В частности, авторы отчета отмечают, что готовые инструменты, способные без усилий создавать и анализировать текст, могут нарушить работу ряда компаний, в основном в сфере бизнес- и потребительских услуг.

По мнению Moody’s, наиболее уязвимы поставщики юридических услуг. «Инструменты ИИ могут точно и эффективно выполнять проверку документов и другие текстовые услуги, что может сделать некоторые сервисы юридических фирм излишними», — предупреждают авторы отчета.

Аутсорсинг бизнес-процессов — еще одна область, которая рискует быть разрушенной из-за достижений ИИ. Согласно Moody’s, компании, предоставляющие аутсорсинговые бизнес-услуги, могут потерять доходы. ИИ уменьшает количество сотрудников, необходимых для обслуживания клиентов, но, по мнению Moody’s, эти компании могут адаптироваться, переключившись на технологические услуги или функции, требующие более высокой квалификации.

В то время как в 2024 г. разрушение бизнес-моделей будет ограничено небольшим количеством секторов, Moody’s ожидает, что технологические риски возрастут, поскольку многие организации впервые начнут внедрять масштабные приложения ИИ.

Авторы отчета отмечают, что по мере того, как компании будут собирать данные, чтобы адаптировать приложения ИИ к своим потребностям, они столкнутся с множеством трудностей, начиная от технических проблем и заканчивая этическими вопросами. «Учитывая, что модели ИИ зависят от качества данных, используемых для их калибровки, недостаточное качество данных ухудшит их результаты», — предупреждают они.

Хотя предвзятость данных, отражающая расовую, гендерную или социально-экономическую дискриминацию, может привести к существенному репутационному ущербу, авторы доклада отмечают, что пока негативные последствия носят ограниченный характер.

Moody’s признает, что хакеры смогут использовать достижения в области ИИ для целенаправленных атак. В компании также считают, что проекты ИИ будут конкурировать с кибербезопасностью за финансирование, особенно в тех организациях, которые не выделяют отдельный бюджет на киберзащиту. Организации, внедряющие ИИ, могут подвергнуть себя кибератакам, если неправильно настроят свои ИТ-системы. Moody’s отмечает, что отсутствие опыта работы с ИИ усилит этот риск.

Авторы отчета также предупреждают, что стремительное расширение инфраструктуры облачных сервисов может усилить киберриск. «Облачные платформы очень сложны, и их трудно защитить от всех возможных угроз, — пишут они. — Несмотря на то что поставщики повышают уровень безопасности своих ИИ-сервисов, их быстрый рост и нехватка квалифицированных инженеров повышают вероятность взлома».