Кража учетных данных, применение методов социальной инженерии в целях мошенничества, заражение вредоносным программным обеспечением мобильных устройств... Злоумышленники становятся все более изобретательными в методах атак и способах воздействия на жертв. В частности, в последнее время участились случаи инцидентов в сфере информационной безопасности, связанных с использованием популярных мессенджеров: Telegram, WhatsApp и других. Об особенностях таких кейсов и способах защиты рассказал Виктор Иевлев, старший специалист отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда».

В большинстве случаев действия мошенников нацелены на кражу учетных данных. Злоумышленники рассылают сообщения с просьбами проголосовать в конкурсе, авторизоваться на поддельном сайте, отсканировать QR-код или что-то подобное.

Такие сообщения приходят как со знакомых номеров (если они взломаны), так и с незнакомых. В любом случае необходимо проявлять бдительность. Рекомендуется:

  • если подозрительное сообщение пришло от знакомого человека, но либо такое поведение ему не свойственно, либо в тексте содержится сомнительная информация, свяжитесь с ним другим способом и уточните детали лично;
  • при получении сообщений с незнакомых номеров не переходите по ссылкам и не открывайте вложенные файлы. Никогда не предоставляйте личную или конфиденциальную информацию в ответ на сообщения с незнакомых номеров;
  • если же письмо пришло в виде служебного уведомления (официальное уведомление самого мессенджера), тогда первым делом следует проверить активные сеансы мессенджера, то есть все случаи входа в вашу учетную запись на других устройствах. Это могут быть компьютеры, смартфоны родственников, рабочие устройства, старые гаджеты. Необходимо закрыть все активные сеансы.

В Telegram: зайдите в Настройки -> Устройства -> Завершить другие сеансы.

В WhatsApp: зайдите в Настройки -> Связанные устройства -> Нажмите на название устройства -> Выйти.

Отдельно стоит сказать о случаях подозрительного «поведения» мессенджера при смене сотового оператора, подключении второй SIM-карты в заграничной поездке или входе в аккаунт на новом устройстве. В таких случаях необходимо убедиться, что сотовый оператор предоставляет услуги звонков и интернет, и телефон вашего профиля в мессенджере не изменился.

Для этого:

В Telegram: зайдите в Настройки -> Проверьте номер телефона и логин(ник) под вашей фотографией.

В WhatsApp: зайдите в Настройки -> Нажмите на свою фотографию -> Проверьте номер телефона.

Чтобы защитить свои аккаунты в мессенджерах, настройте двухфакторную аутентификацию:

  • WhatsApp: настройки -> Аккаунт -> Двухшаговая проверка;
  • Telegram: настройки -> Конфиденциальность -> Двухэтапная аутентификация (или Облачный пароль для iPhone);
  • Viber: настройки -> Конфиденциальность -> Двухэтапная проверка;
  • VK мессенджер Android: настройки -> Аккаунт -> Безопасность и вход -> Двухфакторная аутентификация;
  • VK мессенджер iPhone: настройки -> Управление VK ID -> Безопасность и вход -> Двухфакторная аутентификация;
  • VK Teams: сервисы -> Настройки -> Конфиденциальность -> Безопасность и вход -> Включить PIN-код.

В вопросах информационной безопасности не бывает случаев, когда бдительность чрезмерна. Именно поэтому во избежание крупных потерь, причем не только конфиденциальной информации, но и финансов, перепроверяйте все, что возможно перепроверить.