Сегодняшний рынок труда — в том числе в ИТ-сфере — предлагает работодателям достаточно широкий выбор специалистов по направлениям маркетинга и продвижения в целом. Однако чтобы найти действительно толковых специалистов, а тем более собрать эффективный отдел маркетинга, порою требуется провести не один десяток собеседований и просмотреть не одну сотню резюме. Приведу несколько советов о том, как найти хорошего продвиженца и не потерять драгоценное время, деньги и нервы на специалистах, которые не принесут вам пользы.

Современный рынок труда: задача-ориентированность и переизбыток специалистов

Учитывая то, что современный маркетинг представляет собой огромное количество направлений и субнаправлений, подбирать специалистов по маркетингу или формировать команду необходимо с оглядкой на цели и стратегии вашего проекта. Для ИТ-проектов это имеет особую актуальность.

Это могут как специалисты по маркетингу в его классическом понимании, так и узконаправленные профи по контент-маркетингу, цифровому маркетингу, таргетингу, аналитике, SEO, SERM, ORM и т. д. Очень важно, чтобы цели и стратегия проекта предварительно были определены вами правильно, чтобы вы точечно подбирали специалистов под конкретные задачи.

Вторая проблем современного рынка труда — переизбыток соискателей, видящих себя маркетологами. Прошу обратить внимание, что речь идет не о профессионалах ремесла, а о тех, кто в погоне за «удаленкой и возможностью работы из любой точки мира» прошли недельные курсы маркетолога/таргетолога/копирайтера из рекламы на YouTube. И даже портфолио из пары мини-проектов по продвижению локальных кофеин и кальянных не поможет стать профессионалом в сфере.

Очевидно, что если вы закрываете позицию для серьезного проекта, то новичок после тренинга вряд ли дойдет до этапа интервью с вами, но «эфир» при поиске и отборе кандидатов они серьезно перекрывают как на специализированных HR-сервисах, так и в остальном инфопространстве.

Интервью с маркетологами: купить экспертизу, а не обложку

А кого стоит считать «профи»? Конечно, это не обладатель университетской «корочки» или сборщик сертификатов модных курсов, тренингов и инста-коучингов, а в первую очередь специалист, имеющих реальные достижения и осязаемые результаты в своей карьере.

Полагайтесь в первую очередь на портфолио, а не перечень пройденных курсов. Зачастую специалисты-самоучки без специализированного образования, но с огромным практическим опытом и желанием совершенствоваться как профессионалы оказываются бизнесу более полезными, чем специалисты, бравирующие дипломом специализированного факультета, но не готовые к креативу, творческому мышлению и серьезным профессиональным вызовам, выходящим за рамки университетских программ (которые, к тому же, не всегда соответствуют актуальному положению дел на крайне динамичном рынке).

При изучении резюме соискателей и тем более при интервьюировании не забывайте о том, что вы общаетесь со специалистами из области маркетинга, чье оружие — умение продвигать, рекламировать и продавать. Я в своей практике неоднократно сталкивался с кандидатами, главная задача для которых виделась именно в продаже самого себя, а не продукта. Это когда кандидат действительно обладает определенной теоретической экспертизой и умением хорошо ее презентовать, но это не имеет ничего общего с его практикой. Поэтому на этапе собеседования вам не помешает наличие в команде человека с экспертизой, позволяющей отделить зерна от плевел и выбрать лучших из лучших деятелей, не допуская к команде демагогов и адептов «инфоцыганства».

Наконец, работа в отделе маркетинга подразумевает под собой работу в коллективе. А также частую коммуникацию с руководством компании, другими департаментами, подрядчиками, регуляторами. Проверяя «харды» соискателя, не забывайте и про важность софт-скиллов у ваших будущих сотрудников. Особенно важно это будет на старте формирования отдела, где не должно быть места внутренним конфликтам и интригам. А еще, не стесняйтесь запрашивать рекомендации, ведь всегда проще (дешевле) учиться на ошибках других, а не своих собственных.

Умения применять технологии и новые знания в работе

Данный пункт неразрывно связан с предыдущим. Мы уже уяснили, что квалифицированный специалист в сфере маркетинга — это прежде всего про практику, а не теорию. Поэтому крайне важно, чтобы ваши специалисты умели пользоваться современными маркетинговыми инструментами и технологиями. Особенно, если речь идет про ИТ-домен.

Если, к примеру, маркетолог умело пользуется планировщиками и сервисами по автоматизированному сбору метрик и модерированию комментариев, то это в несколько раз увеличит его производительность труда. Если он не стесняется пользоваться ChatGPT и сервисами проверки уникальности текстов — его продуктивность возрастает еще в несколько раз. Если он отслеживает упоминания бренда через сервисы сбора аналитики — эффективность вырастет еще в несколько раз. И так далее. Технологии — это увеличение продуктивности и эффективности. Технологии — это то, что поможет вам обогнать конкурентов.

Мир маркетинга, как и непосредственно сам ИТ-ландшафт, постоянно меняется. Ищите специалистов, которые готовы адаптироваться к новым тенденциям, технологиям и изменениям в индустрии. Инвестируйте в инструменты и программное обеспечение, которые помогут вашей команде эффективно управлять маркетинговыми кампаниями, анализировать данные и улучшать стратегии. А главное — инвестируйте в сотрудников, которые не боятся изучать, познавать и применять новые технологии в своей работе. В ИТ-маркетинге это особенно актуально.

Сергей Смирнов, PR-директор digital-агентства FocUX Group