Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ продолжил изучать федеральные меры поддержки науки и технологий гражданского назначения и проанализировал их распределение по объемам выделяемых средств и получателям.

Основной объем (почти 72%) прямой бюджетной поддержки приходится на три группы мер — госзадания на выполнение фундаментальных и прикладных исследований (основная форма финансирования более 1000 бюджетных и автономных организаций в сфере науки); субсидии организациям (например, на НИОКР в обеспечение технологического суверенитета, подготовку инженерных кадров и обновление приборной базы) и госзакупки НИОКР по 44-ФЗ (на разработки технологий и изделий в приоритетных секторах экономики преимущественно в интересах Минпромторга России и госкорпораций). Еще порядка 24% составляют закупки НИОКР госкомпаниями по 223-ФЗ (в рамках реализации программ инновационного развития и соглашений с Правительством РФ по высокотехнологичным направлениям) и средства, распределяемые через институты инновационного развития.

Косвенная поддержка организаций, осуществляющих расходы на НИОКР, реализуется в основном в виде освобождения от уплаты НДС (88% объема налоговых расходов на НИОКР) и вычетов по налогу на прибыль (11%).

98 мер, на которые направлены 81,8% всех бюджетных расходов на науку и технологии, находятся под управлением шести ведомств: Минобрнауки России (40,7%), Минпромторга России (16,7%), Роскосмоса (14,9%), Росатома (4,6%), Минздрава России (3,2%) и Минцифры России (1,7%); еще 42 меры (с долей 18,2%) в ведении других ГРБС. 70,3% от общего объема субсидий и бюджетных инвестиций приходятся на вузы и научные организации.

Иные меры финансовой поддержки (всего 48) распределяют компании с госучастием посредством закупок по 223-ФЗ (54,4%); ВЭБ.РФ (14%) — через соглашения, программы проектного финансирования и госгарантии; а также Фонд содействия инновациям (6,2%), Российская венчурная компания (4,9%), Фонд развития промышленности (4,6%), «Сколково» (4%), Российский фонд развития информационных технологий (2,1%), Фонд развития интернет-инициатив (1,2%) и Агентство по технологическому развитию (0,9%); другие ИИР реализуют 14 комплексных мер (с долей в финансировании 7,7%).

Объемы расходов компаний с госучастием на закупки НИОКР в целом сопоставимы с масштабами финансирования мер поддержки науки, технологий и инноваций по линии ИИР.

Основным локомотивом формирования технологического суверенитета пока остаются бюджетные меры поддержки науки и технологий. Иные финансовые меры отстают от их уровня в 2,5 раза, а налоговые — почти в четыре раза, что недостаточно для технологической трансформации и обеспечения устойчивого роста экономики. В идеале нужно стремиться к зеркальной модели, когда первое место по объему занимают налоговые меры, затем следуют иные финансовые и бюджетные. Большинство стран — технологических лидеров осуществили в свое время планомерный переход к такой пропорции структуры мер в среднем за 6–9 лет.