Искусственный интеллект продолжает становиться все более совершенным, а вместе с ним эволюционирует и человеко-машинное партнерство. Опрошенные порталом InformationWeek эксперты обсуждают стоящий перед CIO вопрос управления соответствующими изменениями в 2025-м и в последующие годы.

Мир ИИ наполнен волнением и страхом. Быстрые темпы инноваций заставляют одних задумываться о потенциальных возможностях, в то время как другие опасаются остаться без работы. Независимо от того, как люди относятся к ИИ, он не исчезнет, а наоборот, станет настолько повсеместным, что CIO и другим руководителям предстоит прокладывать свой путь с помощью разумных методов управления изменениями.

«В 2025 г. партнерство между машиной и человеком станет более тонким: ИИ будет все чаще выполнять повторяющиеся задачи, основанные на данных, а человек сосредоточится на творчестве, эмоциональном интеллекте и принятии этических решений, — говорит Билл Паппас, исполнительный вице-президент и глава отдела технологий и операций страховой компании MetLife. — От руководства компании этот сдвиг требует принятия организационных изменений, формирования культуры адаптивности и поддержки грамотности в области ИИ на всех уровнях».

В частности, CIO и их коллегам на уровне высшего руководства необходимо прозрачно объяснять роль ИИ и решать этические проблемы, такие как предвзятость и нарушение конфиденциальности. Эмоциональный интеллект, цифровая грамотность и управление изменениями имеют решающее значение, равно как и воспитание доверия к решениям, принимаемым на основе ИИ, а также обеспечение того, чтобы пользователи имели возможность делать запросы к ИИ и интерпретировать результаты его работы.

«ИИ отлично справляется с быстрой обработкой больших массивов данных, в то время как человек обеспечивает контекстную интерпретацию, творческий подход и этический надзор. Ключевым моментом является разработка рабочих процессов, которые максимально используют эти взаимодополняющие преимущества, — говорит Паппас. — Мой лучший совет — уделять первостепенное внимание созданию рабочей среды, в которой ИИ дополняет возможности человека, а не заменяет их. Укрепляйте менталитет обучения, инвестируйте в программы переквалификации и разрабатывайте проекты внедрения ИИ с учетом принципа инклюзивности и прозрачности. Процветать будут те организации, которые воспримут ИИ как инструмент для повышения человеческого потенциала, а не для его уменьшения».

Настроить организацию на успех

Набиль Бухари, технический директор компании Extreme Networks, занимающейся автоматизацией сетей на основе ИИ, считает, что тесное сотрудничество людей с ИИ окажет разрушительное воздействие, но не в том виде, в котором многие ожидают.

«Скоро не останется ни одной функции, в которой ИИ не был бы основополагающим компонентом. Несмотря на то что ИИ заменит некоторые профессии, он также создаст новые и снизит барьер входа на многие рынки, которые традиционно были открыты только для технических или специализированных групп, — говорит он. — ИИ станет частью повседневной жизни и заставит нас использовать нашу человеческую природу как никогда раньше, поскольку мягкие навыки, которые ИИ не может заменить, станут еще более важными для успеха на рабочем месте и за его пределами».

CIO и другие руководители должны быть грамотными в области данных и ИИ, чтобы лучше ориентироваться в сложных нормативных актах, руководить командами в ходе преобразований, основанных на ИИ, и обеспечивать соответствие внедрения ИИ целям и ценностям бизнеса. Межфункциональное сотрудничество также имеет решающее значение.

«Лучший способ спланировать внедрение агентов ИИ в штат — это продумать должностные инструкции и организационную структуру, — говорит Бухари. — Как и в случае с сотрудниками-людьми, перед внедрением создайте должностную инструкцию и четко определите роли и обязанности агента. Это поможет установить границы для ИИ, чтобы он не выполнял задачи, выходящие за рамки его компетенции».

Большая ошибка считать, что ИИ — это вопрос технологий, в то время как это более серьезный вопрос бизнеса. Для этого необходимо задуматься о том, как развивается ИИ и как это может принести пользу организации. Также необходимо доверие к ИИ и руководству организации.

«Мы уже начинаем видеть разительную разницу между качеством результатов, таких как контент для маркетинга или коммерции, у организаций, которые понимают взаимосвязь между ИИ и людьми, и у тех, кто этого не понимает, — говорит Марсель Холлербах, директор по инновациям компании Productsup, специализирующейся на потребительских товарах. — Сочетание знаний, навыков и опыта ваших сотрудников с инструментами ИИ — вот где вы действительно увидите ускорение выхода на рынок и повышение эффективности».

Чтобы добиться этого, CIO следует сосредоточиться на повышении прозрачности и этичности использования инструментов ИИ, устанавливая стандарты ответственного подхода к внедрению ИИ в организации. Это означает полную прозрачность в том, как ИИ используется для принятия решений, создания коммуникаций или анализа работы сотрудников.

Использовать доверие к ИИ в качестве ускорителя

Существует два аспекта доверия, с которыми сталкиваются сотрудники: первый — это страх быть замененным ИИ, а второй — неспособность доверять руководству компании, когда речь идет об их целях в области ИИ.

«Мы ожидаем, что все большее внимание будет уделяться естественному, легкому взаимодействию человека и ИИ. Такие примеры, как ИИ-модель Maya от Sesame.com, иллюстрируют, как намеренное включение свойственных человеку недостатков, таких как органичные речевые паузы и естественные языковые паттерны, может повысить комфорт пользователей, — говорит Фредерик Мискави, вице-президент, руководитель экспертных услуг в области ИИ-инноваций консалтинговой компании CGI. — В 2026 г. эти натуралистичные конструкции станут обычным явлением, что значительно повысит удобство пользования, доверие и уровень принятия».

Одновременно он ожидает, что агентный ИИ займет центральное место в корпоративных процессах, автоматизируя сложные, ранее выполнявшиеся вручную задачи и перестраивая ИТ- и операционные ландшафты. Эти изменения особенно сильно повлияют на разработку ПО, где агентные фреймворки ускорят инновации и внедрение.

«Сегодняшние руководители сталкиваются с необходимостью принятия трансформационных решений, обусловленных ускоренным внедрением ИИ, в частности агентного ИИ, которое в корне меняет традиционные бизнес-операции и управление персоналом. Сегодня руководители, вероятно, тратят больше времени на разговоры об ИИ, чем им хотелось бы, — говорит Мискави. — CIO и технические директора станут выполнять роли директоров по ИИ, поскольку почти все критически важные бизнес-процессы будут все больше опираться на экосистемы агентного ИИ или управляться ими».

Инновации в области ИИ уже опережают готовность организаций, поэтому важно постоянно учиться, заблаговременно согласовывать стратегии и внедрять итерационные подходы. CIO должны балансировать между инвестициями в инфраструктуру, например распределением ресурсов GPU, и гибкостью вычислительных стратегий, чтобы оставаться конкурентоспособными без ущерба для финансовой стабильности.

«Поскольку корпоративный ландшафт все больше включает в себя процессы, управляемые ИИ, руководители высшего звена должны развивать особые навыки, которые будут эффективно распространяться на их управленческие структуры и весь персонал, — говорит Мискави. — Ключевыми среди них являются развитые коммуникативные навыки, четкое стратегическое видение, ориентированное на достижение целей мышление и способность к эффективному согласованию. Четкое формулирование желаемых результатов имеет решающее значение, поскольку агенты ИИ в значительной степени зависят от точных, богатых контекстом директив».

Итог

CIO необходимо помочь своим организациям справиться с меняющейся природой человеко-машинного партнерства, поскольку людям в организации слишком легко стать жертвой страха, а не видеть более полную картину для себя и организации. Ускоряющийся характер постоянных инноваций в области ИИ требует разумного управления изменениями и прозрачности в организации.

Хотя согласованность и участие всего руководства компании крайне важны, CIO и другие лица, отвечающие за ИИ, должны взять на себя ведущую роль в определении того, что будет происходить, почему и что организация должна делать в связи с этим, поскольку они лучше понимают, что реально, а что нет.