Компания «Монк Дидижтал Лаб» провела исследование, направленное на изучение влияния генеративного ИИ (GenAI) на разработку корпоративных приложений и эксплуатационную стабильность ИТ-ландшафтов в России. По прогнозам аналитиков компании, бурное масштабирование инструментов «ИИ-программирования» (GitHub Copilot, CodeWhisperer, Tabnine, Codeium, GigaChat-Assisted IDE и другие) приведет к росту количества инцидентов в продуктивных средах на
Эксперты «Монк Дидижтал Лаб» считают, что рост количества ошибок из-за использования GenAI возможен по ряду причин. Прежде всего, могут возникнуть дополнительные дефекты в AI-коде. Разработчики, использующие Copilot, в среднем вносят на 41% больше багов в pull-requests, чем при работе без помощника. Также причиной ошибок является усложнение архитектуры. Высокий темп релизов и переход к микросервисам-«lego» увеличивают число точек отказа. Очень часто разработчики испытывают «ложное чувство безопасности». Сгенерированный код выглядит корректно и реже проходит глубинное peer-review. Еще одной причиной ошибок является дефицит экспертизы. В настоящее время 51% российских компаний признают, что ИТ-инфраструктура пока не готова к продвинутому ИИ-стеку.
Внедрение AI-ассистентов в разработку и сопутствующее влияние на надежность ИТ-систем варьируется от отрасли к отрасли. Телеком-операторы активно используют Generative AI для рефакторинга и документирования, а также для обслуживания. Generative AI помогает писать тесты и симуляции: он может сгенерировать сотни тестовых сценариев пользовательского трафика, чтобы проверить, не сломается ли что-то при выпуске новой функции. Если AI ошибется в конфигурационном скрипте для сетевого устройства, это способно вызвать масштабный outage. В 2025 году использование AI в телеком-сфере будет еще масштабнее, а задачи будут еще сложнее. Эксперты «Монк Дидижтал Лаб» ожидают, что на этом фоне число ИТ-сбоев в телекоме в 2025 году может вырасти до
В этом году ритейл переживает цифровой бум: сетевые ритейлеры и интернет-магазины активно инвестируют в ИТ (онлайн-продажи, программы лояльности, аналитика). Generative AI в этой сфере применяется в разных аспектах, в том числе в разработке. Ритейл-разработчики активно пользуются Copilot и Codeium, так как часто пишут на современных языках, хорошо поддерживаемых AI. Эксперты «Монк Дидижтал Лаб», считают, что появление AI-кода приведет к росту небольших багов в ритейле, но их можно будет быстро устранить. По прогнозам аналитиков компании, число багов в этой отрасли из-за применения GenAI в 2025 году может увеличиться на
Финансовая отрасль традиционно находится на острие технологий — банки одними из первых внедряют новые ИТ-подходы для получения преимуществ на рынке. В настоящее время почти все ведущие российские банки либо внедрили, либо экспериментируют с AI-помощниками. По мнению экспертов, в 2025 году в финансовой отрасли возможен небольшой рост мелких сбоев до
Для уменьшения среднего числа ИТ-сбоев, возникших из-за использования GenAI, хотя бы на 5%, специалисты «Монк Диджитал Лаб» рекомендуют российским компаниям принять ряд важных мер. Прежде всего, необходимо внедрить AIOps-платформы, поскольку они в режиме реального времени собирают и нормализуют метрики, логи и трейсы, автоматически коррелируют тысячи алертов в единые инциденты и предсказывают аномалии до их перерастания в сбой. Кроме того, нужно использовать подход «Shift-left» безопасность, поскольку интеграция SAST/DAST-сканеров и LLM-Code-Review в CI/CD-конвейеры уменьшает количество уязвимостей на
«GenAI ускоряет time-to-market, но одновременно делает ИТ-ландшафт более уязвимым. Без автоматизированной наблюдаемости результатом станет „технический долг на стероидах“. Однако, компании, которые ставят AIOps и безопасносый SDLC во главу угла, смогут не только нейтрализовать риск, но и добиться −5% инцидентов к 2025 году», — отметила Елена Синицына, директор по аналитике «Монк Дидижтал Лаб».