За свою профессиональную карьеру я застал шесть основных технологических изменений: мини-компьютер, ПК, Интернет, социальные сети, мобильность и облако, пишет в корпоративном блоге Джордж Колони, генеральный директор Forrester. Каждая из этих революций приводила к появлению новых поставщиков и разрушению старых компаний. Теперь наступает седьмая волна крупных технологических изменений, вызванная искусственным интеллектом в его современных формах — генеративной и агентной.

В 1980-е и 1990-е, столкнувшись с новой волной, старые технологические компании застывали на месте или удваивали ставки на свои внезапно устаревшие бизнес-модели. Это позволяло новым игрокам набирать обороты и переосмысливать отрасли. Так, игроки на рынке мейнфреймов в значительной степени потерпели крах перед лицом мини-компьютеров, а затем уже индустрия мини-компьютеров была уничтожена ПК. Руководители в те времена не отличались особой способностью учиться, и они по умолчанию сначала упирались, а потом реагировали, но слишком поздно. Да, Wang Laboratories и Digital Equipment могли бы делать ПК, но новый рынок уже был сформирован. Шумпетеровское «созидательное разрушение» вершило суд.

Затем появился Клэй Кристенсен и его «Дилемма инноватора» (The Innovator’s Dilemma«) — книга, в которой лаконично описывалось, как старые компании застревают в своей старой дорогостоящей бизнес-модели и их обходят дешевые новички. Старожилы держат оборону до тех пор, пока это не становится бесполезным (клише, пример: Kodak).

Новая технологическая гвардия прочитала книгу Кристенсена. Начиная с рубежа тысячелетий, они стали применять четыре унаследованные от прошлого оборонительные стратегии, когда сталкивались с изменением парадигмы: 1) купить нарушителей спокойствия, например, Instagram (запрещена в России), WhatsApp; 2) заблокировать новую волну с помощью регулирования, ценообразования, упаковки, консорциумов и партнерств (пример: создание организации Partnership on AI); 3) притвориться, что вы часть новой эры (пример: платформа Agentforce); и 4) связать существующие доминирующие продукты с новыми предложениями, чтобы держать претендентов на расстоянии (например, встроить Copilot в Office). Эти стратегии не всегда успешны, но они гораздо эффективнее, чем старая позиция предыдущего поколения руководителей «отрицать и умереть».

Сработают ли эти стратегии для старых технологических компаний в условиях усиления революции ИИ? Вот мой взгляд на то, что ждет нас впереди.

Бизнес корпоративного ПО

До пришествия ИИ у этого технологического сектора было три проблемы:

  • После событий, связанных с COVID, произошло резкое повышение цен, что вызвало раздражение покупателей и привело к сокращению бюджетов пользователей. Неразбериха с VMware/Broadcom — яркий пример такой динамики.
  • Прелесть софтверного бизнеса для инвесторов (покупатели попадают в него и уже не могут выбраться) уродлива для пользователей. Они чувствуют себя в ловушке и эксплуатируемыми — это нечестная сделка.
  • Руководителями предприятий, стремящимися к гибкости и адаптивности своего бизнеса, корпоративное ПО часто воспринимается как тормоз изменений и остов устаревших бизнес-процессов. Негибкие учетные системы затрудняют создание систем взаимодействия с клиентами, которые становятся все более требовательными.

На этом мрачном фоне появляется ИИ, который несет три угрозы для индустрии ПО:

  • Дешевый код. Боты, использующие генеративный ИИ для создания ПО, угрожают игрокам рынка low-code/no-code.
  • Дешевизна замены. Программные системы, будь то CRM или ERP, представляют собой структурированные базы данных — хранилища клиентских или финансовых записей. Генеративный ИИ в сочетании с агентным ИИ обещают новый способ управления этими данными, открывая двери для предприимчивого поколения технологических компаний, которые будут предлагать ИИ-CRM, ИИ-финансы, ИИ-базы данных, ИИ-логистику и т. д. Эти системы обещают быть гораздо более адаптируемыми, ориентированными на обучение, простыми в развертывании и менее затратными.
  • Лучшая функциональность. Системы, основанные на ИИ, будут постоянно учиться, гибко настраиваться и адаптироваться без миллионных затрат на консалтинг и настройку. Они обещают быть современными и всегда готовыми к решению новых бизнес-задач и проблем без перестройки. Когда бизнес и процессы меняются, технологии тоже учатся и меняются.

Прислушаются ли покупатели к этим предложениям? Генеральные директора и бизнес-руководители, безусловно, прислушаются — они отчаянно нуждаются в большей гибкости. Но сотрудники отделов разработки и CIO, сделавшие карьеру и поставившие на унаследованные системы, будут сопротивляться. Бизнес готов двигаться дальше, а технологические команды будут тянуть время.

Так что бизнес корпоративного ПО не изменится быстро, особенно если действующие компании развернут свой типичный арсенал средств защиты своих позиций — покупать, блокировать, притворяться и связывать. Но перспективы ИИ-вычислений сделают эту битву старого с новым очень напряженной.

Влияние на другие технологические сектора

Хотя ИИ больше всего изменит ПО, его влияние будет ощущаться во всех секторах.

ИИ нужны циклы, поэтому сегмент аппаратного обеспечения получит очень большой толчок от этой волны. Да, произойдет переход от CPU к GPU, а на преодоление удушающего контроля NVIDIA уйдет еще 12-15 месяцев, но системы от облаков до ноутбуков получат огромный стимул к развитию благодаря этим изменениям. Ожидайте роста этого бизнеса в диапазоне 8-10% в год в течение следующих пяти лет.

Технологические сервисы, которые с 2023 г. находятся под сильным давлением из-за чрезмерной экспансии в пандемийных 2021-2022 гг., испытают на себе удар ИИ. С одной стороны, унаследованные системы ПО, которые PwC, Deloitte и другие компании внедряли десятилетиями и которые составляют большую часть их экспертизы, окажутся под угрозой в краткосрочной перспективе и сократятся в долгосрочной. Одновременно возникнет огромный спрос на специалистов в области ИИ. Cognizant, Capgemini и другие компании будут призваны помочь предприятиям внедрить вычислительные ИИ-системы и перейти от устаревших поставщиков. Forrester считает, что в 2025 г. сектор технологических сервисов вырастет на 3,6%, а я полагаю, что в период с 2026 по 2030 гг. этот показатель может увеличиться до 5-6% в год — за счет ИИ.

По прогнозам Forrester, в 2025 г. телекоммуникации и оборудование связи вырастут в глобальном масштабе на 1,5 и 0,8% соответственно. В ближайшие годы эти темпы роста могут быть удвоены за счет того, что эта отрасль возьмет на себя передачу подсказок и ответов ИИ между пользователями и дата-центрами. Да, будут существовать хорошие дистиллированные системы, работающие на ноутбуках и на периферии, но не менее 70% ИИ-вычислений будут выполняться в частных и публичных облаках. Седьмая волна потребует и будет стимулировать инвестиции в коммуникации, сети и инфраструктуру.

Заключение

Руководители крупных технологических компаний, от Сатьи Наделлы до Марка Бениоффа и Сундара Пичаи, бьют тревогу. Их продуктам и услугам вот-вот бросит вызов новый способ выполнения работы, и они полны решимости не быть сметенными (или превращенными в зомби) седьмой волной.

Это будет подходящее время для действующих компаний, чтобы развернуть стратегии «покупай, блокируй, притворяйся и связывай», поскольку нынешняя американская администрация, скорее всего, ослабит антимонопольный надзор. Однако, учитывая первые шесть месяцев правления этой администрации, на этом фронте может быть больше непредсказуемости, чем ожидалось.

Еще один фактор, который может помочь старым игрокам, — состояние рынков прямых и венчурных инвестиций. В настоящее время они владеют многими неликвидными активами (компаниями) периода, предшествовавшего приходу ИИ, — им придется продать эти обесценившиеся активы, прежде чем они смогут привлечь новый капитал для инвестиций в претендентов седьмой волны. Неразбериха на рынках капитала будет работать в пользу действующих компаний, как и их очень большие денежные резервы.

Каковы наилучшие стратегии для CIO?

  1. Остерегайтесь старых поставщиков, приносящих дары в виде ИИ, — они притворяются, что их платформы могут оседлать седьмую волну.
  2. Повышайте свой IQ в области ИИ, чтобы вы и ваша команда могли отделить реальность от фантазий, которые будут вам навязывать старые поставщики и стартапы.
  3. Если вы можете позволить себе промедление, то лучше отложить серьезные изменения в ПО до тех пор, пока предложения по ИИ-финансам, ИИ-CRM и ИИ-ERP не станут доступны от ИИ-нативных поставщиков. Это произойдет не раньше конца 2026-2027 гг.