Муки выбора
С 2021 по 2025 годы рынок мультимедийной продукции в России менялся кардинально, и потребители были в растерянности — что выбрать, на кого надеяться, с кем работать? Уверенно могу говорить о профессиональных жидкокристаллических (ЖК, LCD) дисплеях и различных решениях на их основе. До февраля 2022 года все было просто и понятно. Были качественные мировые А-бренды, которые стоят дорого, но для имиджевых проектов они подходили оптимально. А если учитывать количество международных компаний, работавших в России до 2022 года, у которых есть международные корпоративные стандарты использования того или иного решения по всему миру, вполне обосновано эти бренды занимали вершины рейтингов продаж.
В 2022 году, когда массовый исход международных компаний вызвал если не панику, то как минимум непонимание с кем дальше работать, лидеры мультимедийного рынка повели себя по-разному. Одни сразу заявили о своем уходе, другие, несмотря на решение штаб-квартир о выходе с российского рынка, сохранили свои офисы в России, а их сотрудники обещали продолжение поставок. После
Наступил второй этап — быстрого поиска альтернатив мультимедийной продукции. С учетом отложенного спроса и срыва сроков реализации, потребители готовы были на любые варианты, соответствующие изначальным общим техническим заданиям с оценкой предлагаемых вариантов по критерию цены. Разумеется, появилось множество предложений китайской продукции, которая по документам соответствовала запросам и была существенно дешевле привычным ранее предложениям. Это привело к массовому росту количества поставок недорогой продукции и картина распределения долей рынка, по данным ITResearch, раскрасилась неизвестными до этого момента «псевдороссийскими» и азиатскими брендами.
В 2024 году потребители начали понимать, что их выбор в пользу формального соответствия техническим заданиям и минимальной цены покупки не оправдался. Ниже будет приведен основной перечень причин возникновения нового пересмотра парадигмы подхода к выбору поставщиков. В результате 2024 год ознаменовался новым поиском стабильности на мультимедийном рынке. И он разделился на тех, кто внимательно изучал рынок и понял, что российские производители надежны и могут делать не хуже международных А-брендов при более выгодной цене, и на тех, кто готов переплачивать за параллельный импорт А-брендов.
А есть ли альтернатива?
То, что экономия на стоимости решения оказывается невыгодной с точки зрения совокупной стоимости владения (TCO, Total Cost of Ownership), а если решение используется для извлечения прибыли и показатели сроков возврата инвестиций будут отличаться в худшую сторону — это знает большинство профессиональных руководителей мультимедийных и не только проектов. Исходя из опыта работы, следует обратить внимание на следующие параметры при выборе решения:
- Локализация продукции для требований российского рынка. Качественная русификация встроенного и предустановленного программного обеспечения, соответствие российским стандартам (электропитание, интерфейсы, безопасность и пр.). Для локализации продукции производитель должен провести ряд работ и мероприятий, стоимость которых он переложит на стоимость продукта.
- Доля брака в поставляемой продукции. Как показывает практика работы дистрибьюторов с недорогими китайскими производителями, доля брака может достигать 50% — т. е. каждый второй поставляемый продукт является неработоспособным. Разумеется, потребитель обратится к поставщику, ему по гарантии произведут замену после отправки в Китай, проведения экспертизы и обратной отправки нового товара. Но это существенно увеличивает сроки поставок, и не факт, что в партии, пришедшей на замену, не будет опять 50% брака. Как правило, помимо отсутствия контроля качества на всех этапах производства, конечная продукция проходит лишь выборочный контроль качества. Из партии в 1000 штук могут проверить 10 устройств. В то время как есть российские производители, которые проверяют каждую единицу продукции на более чем 140 тестах, прежде чем выпустить продукт с производственной линии. Это дополнительные затраты для компании, но позволяет минимизировать количество брака до уровня ниже, чем это делают даже А-бренды.
- Срок безотказной службы продукта. Для достижения гарантированного срока службы мультимедийной продукции используются профессиональные ЖК-модули, гарантирующие работу 24×7 в течении 5 лет. Для сравнения: ЖК-модули, которые используют в бытовых
LCD-телевизорах, в круглосуточном режиме работают не более 1 года. Например, сети АЗС или ресторанов быстрого питания часто используют обычныеLCD-телевизоры потому что они в среднем в 3 раза дешевле профессиональных ЖК дисплеев. Но если посчитать TCO (совокупную стоимость владения) на горизонте 5 лет, то выгода от покупки профессиональных дисплеев составит35-40%, а с учетом эксплуатационных расходов на ежегодную закупку, демонтаж/монтаж, утилизацию, экономия составляет не менее 60%, если точка замены находится в крупном населенном пункте с хорошей транспортной доступностью. Это касается не только ЖК-модулей, но и других комплектующих — процессоры, память, контроллеры и пр. Каждый элемент системы имеет вероятность выхода из строя. Чем надежнее используемые комплектующие, тем надежнее готовый продукт в целом. Простая математика — надежность системы определяется перемножением вероятности поломки каждого ключевого элемента. Пример: если каждый из пяти элементов имеет надежность 80%, то их совокупное использование в продукте дает менее трети надежности. Качественные производители всегда используют только проверенные и надежные (не дешевые) компоненты и дополнительно делают выборочное или полное тестирование компонентов перед их монтажом. Разумеется, это дополнительные затраты для производителя, но качество не может стоить дешево. - Сервисное обслуживание от вендора на территории России, к сожалению, мало кто может предоставить. Разумеется, дистрибьюторы зарубежных производителей готовы предоставить сервис от своего имени, но это влечет вышеописанные риски как минимум по срокам сервиса. Наличие производства в России у локального производителя гарантирует наличие необходимых комплектующих для ремонта или замены в гарантированные сроки. А это важно если оборудование используется для получения выручки — не работающие касса самообслуживания, устройство приема платежей, рекламные поверхности приводят к недополученной прибыли, а «мертвые» киоски, столы, дисплеи для навигации по торговым центрам, в банках, МФЦ и других местах массового обслуживания приводят как минимум к репутационным рискам.
- Если производитель не имеет представительства в России, с учетом геополитической ситуации сложно будет привлечь его к ответственности за неисполнение обязательств. Это касается даже А-брендов — сегодня они подтверждают возможность поставок, а завтра может все поменяться, и потребитель останется с неисполненными обещаниями. Это дополнительный риск, который необходимо предусмотреть.
Альтернатива есть
Я не люблю слово «импортозамещение» — оно не несет в себе никакой ценности для потребителя. Мне нравится слово «импортонезависимость» — это то, что позволит работать компаниям в России несмотря на внешние геополитические факторы. Т. е. прогнозировать свое будущее, строить долгосрочные планы с минимальным уровнем рисков. Российские производители, как минимум в области ЖК-дисплеев, смогли добиться высокого уровня локализации. Понятно, что нужны процессоры, ЖК-модули — это 100% импорт сегодня. Но строятся и будут запущены в 2025 году российские линии по производству первых ЖК-модулей, есть полностью российские материнские управляющие платы на российских процессорах — осталось дождаться массового производства и поставок этих процессоров.
Очевидно, что российские продукты не будут самыми дешевыми на российском рынке — объемы потребления не сравнимы с китайскими. Но настоящие российские производители и не пытаются с ними конкурировать — если делать качественную продукцию, гарантировать сроки, сервис и минимальное количество брака, то результат значительно выше ожиданий. Не раз слышал мнение от заказчиков и AV-интеграторов, что настоящие российские производители делают ЖК-решения не хуже, а в по некоторым продуктам лучше и качественнее международных А-брендов. А с учетом того, что заказчики в более чем 50% случаев хотят что-то изменить в типовом продукте или вообще сделать что-то кастомизированное, российские компании могут быть более гибкими и предложить качественные варианты доработки под требования проекта. И самое распространенное заблуждение — принято считать, что российский продукт будет стоить дороже зарубежного аналога. Далеко не во всех категориях товаров это так. На рынке
Но важно понимать разницу между российскими производителями, которые действительно вкладывают инвестиции в российское производство и часто задействуют эффективные механизмы государственной поддержки, помогающей минимизировать операционные затраты, и «псевдороссийскими» производителями, которые заказывают готовую продукцию как правило в Китае и выдают ее за российскую продукцию. Очевидно, что у вторых затраты существенно меньше и они могут дать в проекты меньшую цену. Но фактически это тот же китайский продукт, названный российским и несущий за собой те же проблемы недорогого китайского продукта для потребителя, что описаны выше.
А что интеграторы?
Интеграторы тоже разделились на тех, кто консервативно предлагает то, что было популярным до 2022 года (обычно крупные интеграторы), и тех, кто решил заработать на разнице в цене между А-брендом и китайскими безымянными недорогими «брендами». Первые упорно не хотят переучиваться и адаптироваться на новые реалии, а вторые пытаются заработать на разнице в цене — для них стоимость китайских поставщиков очень низка.
Потребители, не сильно разбирающиеся в предмете закупок, готовы отдать разработку технического задания системным интеграторам, полагая, что они сделают для них оптимальное решение. Интеграторы решение сделают, и оно будет технически работать. Но они как правило включают в решение те продукты, на которых они смогут больше заработать, а не те, которые более надежные и будут соответствовать задачам заказчика. Например, часто не учитываются возможные альтернативные варианты использования — при создании проекта для офисов массового обслуживания важно учесть не только внешний вид, срок службы, цену, но и возможности использования людьми с дефектами по слуху или «колясочниками». Потому важно консультироваться с различными интеграторами и вендорами для того, чтобы проект были рассмотрен со всех сторон и были найдены оптимальные решения по реализации. Я рекомендую коллегам «по цеху»: проводите совместный «мозговой штурм» с потенциальными заказчиками для решения именно поставленных задач, которые стоят перед ними. Не продавайте, а делитесь опытом реализации схожих проектов и тем, как и какие задачи были в результате решены.
Что можно посоветовать заказчику
- Не смотрите на бренды — вы будете использовать не бренд, а надежный функционал продукта, от надежного производителя с сервисом рядом с вами.
- Не стесняйтесь запросить опции, необходимые для вас, а лучше — запросите помощь в решении конкретных задач компании.
- Посчитайте ROI (возврат вложенных средств) и TCO (совокупную стоимость владения, сколько будет затрачено на определенный период времени).
- Определите цель проекта; возможно, ваш путь его реализации требует оптимизации или иных подходов — обратитесь к экспертам рынка.
В любом случае, использование современных технологических решений не является самоцелью. Но при правильном подходе они смогут кратно увеличить эффективность организаций. Главное — открыто обсуждать с экспертами пожелания и возможности.