Мультисервисная технологическая компания «Рексофт» представила исследование, посвященное применению генеративного ИИ в банкинге. По данным аналитиков, 48% финансовых организаций в России уже начали внедрять ИИ-решения. При этом большинство эффектов достигаются за счет сокращения ФОТ и ограниченно влияют на выручку банка. 70% неудач ИИ-проектов вызваны не слабостью алгоритмов, а фундаментальной неготовностью бизнеса к изменениям и подходом к ИИ как к ИТ-инструменту.
По мнению экспертов, эффекты от внедрения ИИ могут увеличить прибыль банка в 1,5 раза в перспективе
Ключевые факторы успеха — включение ИИ-трансформации в стратегические цели, выбор «пилотных» процессов исходя из их потенциала, максимальное использование генеративного ИИ и комплексный подход к трансформации, включающий перестройку операционной модели, развитие компетенций, ИТ-архитектуры и управления данными.
В условиях снижения общей прибыли сектора (на 14% в 2025 году), когда издержки смены банка для клиентов стремятся к нулю, именно ИИ становится не просто технологией, а ключевым фактором, меняющим правила рынка. Появление новых игроков, строящих свои бизнес-модели на принципах ИИ без legacy-архитектуры, смещает фокус конкуренции с улучшения продуктов на фундаментальную перестройку всей операционной модели.
Алексей Лебедев, директор департамента «Банки и финансы» «Рексофт», отметил: «Лидерам отрасли, уже разрабатывающим собственные ИИ-платформы, взгляд „сверху вниз“ на организацию поможет систематизировать трансформацию и создать базу для внедрения технологий. Средним же игрокам не стоит вступать в гонку разработок — для них оптимальным путем станет трансформация с участием внешнего технологического партнера, который предоставит экспертизу, подберет готовые решения и запустит необходимые изменения».
Экономический эффект от внедрения ИИ в банках значительно варьируется в зависимости от выбранных процессов. Точечные внедрения могут принести до 11% роста прибыли, когда эффект от комплексной ИИ-трансформации оценивается до 53%. Анализ процессов фронт-офиса показал, что внедрение помощников и чат-ботов дает в среднем лишь 1,2% прироста прибыли, в то время как комплексная перестройка процессов фронт-офиса может увеличить этот показатель на 20%. В мидл-офисе, где использование генеративного ИИ пока ограничено, потенциальный эффект составляет до 19%, а в бэк-офисе и ИТ — до 13%.
Основные трудности при реализации ИИ-инициатив обусловлены ограниченным характером внедрения и фокусом на ИТ-инструментах, а не перестройке процесса, что приводит к стагнации ИИ-проектов: в лучшем случае они не приносят желаемого эффекта, в худшем — приводят к противоречиям и дублированиям в процессах, которые должны были оптимизировать. В результате у сотрудников и руководства формируется скептическое отношение к ИИ: эффективность технологий ставится под вопрос, и дальнейшее внедрение откладывается на неопределенный срок.
Для успешной работы ИИ необходим комплексный подход к его внедрению. Обязательными элементами такого подхода являются: интеграция стратегических целей с программой ИИ-трансформации, изменения операционной модели, развитие ИТ-ландшафта, обучение сотрудников ИТ и бизнес-подразделений и приоритизация направлений внедрения ИИ. Стратегия развития с фокусом на ИИ (AI-first strategy) — ключевой документ, который должен быть разработан банком при переходе к ИИ-ориентированной модели. Он призван синхронизировать изменения во всех направлениях и обеспечить согласованное внедрение и масштабирование ИИ-решений.
Александр Чугунов, директор практики «Стратегия» «Рексофт Консалтинг», прокомментировал: «Необходимо сформировать план трансформации операционной модели, который станет основой ИИ-стратегии. Вначале изменениями управляет офис трансформации, а в дальнейшем ответственность за развитие ИИ-решений переходит к бизнес-функциям, тогда как центр компетенций ИИ фокусируется на развитии платформ, инструментов и гармонизации архитектуры. Трансформация операционной модели может занять у банков от 2 до 5 лет в зависимости от текущего уровня использования ИИ, зрелости процессов и технологий. Поэтому чтобы быть конкурентоспособными в будущем, начинать переход к AI-first strategy банкам нужно уже сейчас».