Спектр выполняемых с помощью искусственного интеллекта (ИИ) задач постоянно расширяется. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил особенности использования ИИ-технологий в российских компаниях по итогам 2024 г.

Среди технологий ИИ наиболее востребованными остаются технологии обработки визуальных данных, а также технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления: их используют 66% и 50% компаний соответственно. Свыше трети организаций применяют в своей работе технологии обработки текста или звуковых данных. Каждое пятое предприятие, использующее технологии ИИ, внедряет решения, способствующие повышению эффективности ИИ.

Программное обеспечение для ИИ организации чаще всего разрабатывают или модифицируют, привлекая сторонние компетенции (56%), чуть реже — покупают готовое к использованию коммерческое (53%). 24% организаций используют бесплатное ПО для ИИ, а 23% разрабатывают его своими силами. Значительная часть компаний такие программы дорабатывают: 18% выбирают для этой цели ПО с открытым исходным кодом, 14% — приобретенное. Только 17% пользователей ИИ не разрабатывали и не приобретали соответствующее новое ПО в отчетном году.

Свыше половины компаний, работающих с ИИ-технологиями, применяют их для задач маркетинга и продаж, производства продукции и оказания услуг, управления персоналом. Значительно реже технологии ИИ востребованы в управлении организацией, обеспечении безопасности, логистике и транспорте.

Повышение качества и эффективности бизнес- и производственных процессов стало наиболее заметным результатом применения ИИ: такие эффекты выделили около половины компаний. Свыше трети предприятий, работающих с ИИ, сообщили об увеличении доходов и числа клиентов. О росте производительности труда, повышении качества продукции и услуг под воздействием ИИ свидетельствует каждый пятый пользователь этих технологий.

Примечательно, что лишь 15% организаций заявляют о снижении численности работников из-за внедрения ИИ, вчетверо больше респондентов (63%) отрицают воздействие ИИ на этот процесс.

Ключевыми препятствиями внедрения ИИ для 58% респондентов остаются высокие затраты; треть опрошенных компаний отнесли к барьерам либо нехватку средств для привлечения квалифицированных кадров, либо дефицит необходимых для работы с ИИ массивов данных, либо недостаточный уровень развития ИКТ-инфраструктуры организации.

Почти каждая вторая среди опрошенных организаций (48%) заявила об отсутствии потребности в технологиях ИИ.