Япония планирует интегрировать решения на основе искусственного интеллекта во все приоритетные сферы деятельности. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил на основе последней редакции Интегрированной инновационной стратегии, какие меры должны обеспечить цифровую трансформацию в масштабе всей страны.
В обновленной Стратегии делается акцент на внедрении генеративных моделей ИИ на японском языке в сферы госуправления, производственные процессы, проекты по развитию приоритетных направлений науки и технологий. Это предполагает масштабную модернизацию информационной инфраструктуры (ресурсов для высокопроизводительных вычислений, основных платформ обмена данными, включая национальный биобанк).
Во всех 12 министерствах и ведомствах Японии появятся главные специалисты по ИИ (Chief AI Officers), которые будут следить за эффективностью внедрения соответствующих технологий, контролировать соблюдение требований и норм — этических, правовых и в области безопасности.
Предполагается усилить с помощью ИИ-решений регулярное обновление перечня стратегических технологий и дорожных карт с учетом ключевых трендов, геополитических рисков и уязвимостей в цепочках поставок. Эта задача возлагается на создаваемый при CSTI Центр экономической безопасности (его основной функционал формируется вокруг задач по обеспечению стабильности поставок критически важных товаров, защите высокотехнологичных разработок и предотвращению их утечки).
Для обеспечения финансирования внедрения технологий ИИ запланирована докапитализация Программы развития ключевых технологий экономической безопасности, реализуемой под эгидой CSTI Министерством экономики, торговли и промышленности. Средства на нее выделяет Японское агентство науки и технологий. Плановый бюджет Программы на период с 2023 по 2027 гг. составит 700 млрд иен (393,4 млрд руб.).
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, прокомментировал: «Япония входит в пятерку стран — глобальных лидеров научно-технологического развития и планирует усиливать позиции, опираясь на собственные технологии и исследовательскую инфраструктуру. В частности, в следующем году планируется создание Центра экономической безопасности для контроля уязвимых мест в цепочках поставок и защиты важнейших технологий будущего, охватывающих в том числе ИИ, квантовые технологии, полупроводники и термоядерную энергетику. Развивается современная ИТ-инфраструктура — мощные суперкомпьютеры, распределенная цифровая платформа, уникальный биобанк. Наращиваются госрасходы на науку посредством грантовых механизмов, льготных кредитов на исследования и разработки (ИР), увеличенных налоговых вычетов. Представляет интерес и практика распространения технологий ИИ (с акцентом на суверенные модели и обработку японского языка) в здравоохранении, энергетике, научных исследованиях, космической промышленности посредством института главных специалистов по ИИ в 12 госведомствах. Для России в рамках долгосрочной политики по обеспечению технологического лидерства могла бы представлять интерес адаптация отдельных управленческих практик Японии, включая создание системы мониторинга технологических рисков и защиты критических технологий, инициативы по внедрению ИИ в отраслях экономики, а также портфельный подход к поддержке разработчиков стратегических технологий, сочетающей прямую финансовую помощь (гранты, субсидии, льготные кредиты на ИР), косвенные стимулы (госгарантии, налоговые вычеты) и нефинансовые меры, обеспечивающие снятие административных барьеров».